Человек в бригаде — Страница 13

28 февраля 2023 | 2:29

Публицистика Проза Публицистика Что может бригада

Что может бригада — Человек в бригаде

Страница 13 из 15

Человек в бригаде

Как уже отмечалось ранее и как было видно из рассказов о бригадирах, успех работы зависит от микроклимата в бригаде. Объединенные добровольно, без нажима администрации в один коллектив опытные и молодые рабочие должны как бы «притереться» друг к другу, узнать сильные и слабые стороны каждого, по-человечески понять друг друга. Актуален в этом плане вывод июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: «…облик каждого общества определяется в конечном счете уровнем развития производительных сил его, характером и состоянием производственных отношений».

Именно от состояния производственных отношений, от успехов в воспитании человека зависит выполнение решений XXVII съезда КПСС, наша последующая работа на пути строительства нового общества.

Бригада — первичная ячейка трудового коллектива, которая влияет на работу участка, цеха, завода, отрасли. Но не теряется ли в бригаде человек как личность? Нет ли в бригаде «потери известности» для тех рабочих, которые до объединения всегда ставились в пример?

Вот такой факт. Передовик производства, скажем, Петров, удостоен почетных званий: «Отличник качества», «Мастер золотые руки». Его портрет часто помещался на заводской Доске почета, его избирали в президиум различных торжественных и рабочих собраний. Теперь он в бригаде. И уже говорят не о нем, а говорят о бригаде, которую возглавляет Иванов, Николаев, Сидоров. Отмечают в приказах, в газетах, что впереди идет коллектив Николаева, что бригада Сидорова обгоняет время на полгода—год, бригада Иванова завоевала звание коллектива коммунистического труда. И в президиум теперь приглашают бригадиров, в газетах пишут о бригаде такого-то, которая добилась новых производственных успе- .хов, не упоминая фамилий тех, кто работает в ней, так как всех просто не перечислишь (есть бригады по 15— 25 человек).

Как поднять авторитет не только всей бригады полностью и показать преимущества бригадного метода труда, но и человека в ней? — вот вопрос, который встал перед общественными организациями и руководством завода в период совершенствования бригадной формы организации труда и после социологических исследований, проведенных в бригадах станочников разных цехов. Работники многотиражной газеты, разговаривая с рабочими, с бригадирами, мастерами, также иногда выслушивали претензии: почему называют одного бригадира, почему мало внимания уделяется человеку в бригаде?

Однажды в цехе коммунист, ветеран труда, кавалер двух орденов в беседе с работником редакции сказал: «Бригада — это здорово. Это правильно. Но почему везде слышишь — бригадир, бригадир, бригада такого-то? А мы, выходит, в стороне? Я не люблю похвалу, но так иногда приятно, когда и твою фамилию назовут и фамилию новичка. Парнишку хорошего тоже поддержать морально надо…»

Некоторые специалисты делились своими мыслями о том, что темпы работы возросли, повысились производительность труда, качество, больше внимания уделяется молодежи, то есть у каждого в бригаде повысилось чувство ответственности за общее дело, за честь своего коллектива, а их редко отмечают. Замечания справедливы, ведь это как раз то, что мы называем человеческим фактором.

Откровенно говоря, при выдвижении человека в какой-то общественный орган или на поощрение всегда в первую очередь вспоминаем бригадиров, думаем о них. И это естественно. Бригадир — всему делу голова. Именно он — признанный лидер в своем коллективе, его слово решающее в совете бригады. Не имея специального педагогического и инженерного образования, он и педагог- психолог, он и организатор производства, он и инициатор внедрения прогрессивных методов труда. Поэтому не удивительно, что и поощрять или как-то отмечать следует в первую очередь бригадиров, которые несут нелегкий и очень ответственный груз забот о коллективе. Но один в поле производственной битвы мало что сможет — коллективом решать любые задачи проще и эффективнее, победа коллективом достигается во сто крат весомее как в экономическом, так и социальном плане (это подчеркнул XXVII съезд КПСС). И только после обсуждения кандидатур бригадиров руководство, общественные организации переходят (да и не только они) к людям, работающим в бригадах.

Большинство бригад, организованных на заводе, комплексные, но есть одна особенность, о которой мы говорили, — в каждой должен быть молодой рабочий, выпускник средней школы или профтехучилища. Совершенно правильно сказал Николай Николаевич Якубенко, что человек приходит на завод учиться не только технике и мастерству, прежде всего он на заводе учится работать и жить в коллективе, подчинять свои интересы коллективу. Опытные специалисты помогают и молодому рабочему, и бригадиру. Практически бригада на заводе — коллективный наставник и учитель. И тем более необходимо, как показывает практика работы коллектива завода по дальнейшему совершенствованию бригадной формы организации труда, широко и интересно показывать человека в бригаде, его роль в формировании рабочего коллектива.

Что сделано и делается в этом плане за последнее время? Как это уже отмечалось в бригадах, где 3 и более коммунистов, созданы партийные группы. Туда, где нет коммунистов, направлены партийные организаторы из числа коммунистов других бригад — или участка (или из числа ИТР, как это сделано в цехе № 7). Партийных организаторов утверждают на заседании партийного бюро или партийном собрании цеховой партийной организации.

Для повышения роли членов бригады в выполнении обязательств заводская комиссия по совершенствованию и развитию бригадной формы организации труда разработала условия социалистического соревнования среди членов бригады по личным творческим планам и личным социалистическим обязательствам. Итоги соревнования подводит совет бригады раз в месяц и представляет победителя на поощрение в цеховой комитет профсоюза. Совет бригады выдвигает кандидатуру лучшего рабочего на звания «Отличник качества», «Лучший по профессии», на другие виды поощрений и награждение Почетными грамотами как по заводу, так и по отрасли (с утверждением на профкоме и у дирекции). В ряде бригад стали вместе с отчетами о выполнении общественных поручений, об учебе практиковаться отчеты о воспитании детей в семье. Все это вместе с определением коэффициента трудового участия усиливает вопросы воспитания рабочего, особенно молодого. На страницах многотиражной газеты «Строитель коммунизма» открыты рубрики: «Бригада: дела, опыт, проблемы», «Человек в бригаде». В материалах под этими рубриками редакция старается показать и рассказать подробно о труде членов бригады, о тех, кто показывает пример остальным.

Вспоминается такой случай. Рабкор многотиражной газеты сделал зарисовку об одном рабочем, выполняющем план на 100—105 процентов, ведущем общественную работу в группе народного контроля цеха. Через два дня после выхода газеты взволнованный рабочий — герой зарисовки — подходит к редактору и говорит:

Спасибо. Домой принес газету, жена обрадовалась и в то же время расстроилась. Говорит, что за 20 лет работы в своем маленьком коллективе о ней никто даже в стенгазету слова не написал, хотя постоянно награждают ее грамотами, премиями. Сын-студент принес газету в группу, ребята ему сразу — отец-передовик, а у тебя тройка есть — исправляйся.

Вот такой резонанс в семье. Бесследно не прошел материал и для рабочего. Теперь он ударник пятилетки, значительно обгоняет время, хороший помощник бригадира.

В бригадах вырастают замечательные люди, которые становятся примером в выполнении производственных и общественных обязанностей. Так, в комсомольско-молодежной бригаде Н. Н. Якубенко работает лауреат премии Ленинского комсомола А. И. Бурчик, который из ученика прославленного бригадира стал классным специалистом 6 разряда; в бригаде А. С. Борисова три коммуниста, четыре человека удостоены государственных наград; в коллективе слесарей-сборщиков В. А. Суднищикова трое награждены орденами, а слесарь В. В. Минаев избран членом парткома завода, депутатом райсовета; в коллективе А. Матыцина работает мастер золотые руки, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ветеран труда сварщик коммунист А. П. Чернов; в бригаде И. В. Сало — кавалер ордена Трудовой Славы III степени В. В. Золотарев — один из лучших партгрупоргов завода, отец 10-х детей; в бригаде Л. И. Яценко — молодой коммунист депутат райсовета В. В. Хотенович. Фамилий можно называть еще много, примеров убедительных и ярких тоже больше чем достаточно, раскрывающих образ человека в бригаде, его добросовестный и бескорыстный труд, скромность рабочего человека, его влияние на остальных членов коллектива, активных помощников бригадира. Эти люди — золотой фонд предприятия. Они своим примером создают и укрепляют лучшие трудовые традиции завода, заботятся о делах производства как о личных, проявляют государственный подход к решению вопросов производства и воспитания. Они и сами могут возглавить бригады. Их роль в создании микроклимата бригады, их личный пример во всех делах — неоценимы.

Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями определяет основные полномочия производственной бригады. И чтобы эти полномочия осуществить полностью в духе требований XXVII съезда партии и современного развития общества, необходимо внимательно подходить к каждому члену бригады, повышать роль всего коллектива на примерах своих товарищей, из которых состоит первичная трудовая ячейка.

***

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Что может бригада
  • Инициаторы и их последователи
  • Каждому по труду
  • Бригада и инженер
  • По инициативе бригад
  • Совет бригады и совет бригадиров
  • Пример бригадира
  • Партийное руководство бригадами
  • Совершенствование бригадной формы организации труда
  • Хозрасчет в бригадах
  • Социальный портрет бригады
  • Микроклимат бригады
  • Человек в бригаде
  • Курс: прогресс, интенсификация
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Все страницы