Боевая юность командиров — Страница 5

22 февраля 2023 | 13:14

Публицистика Проза Публицистика В Сибири рожденное

В Сибири рожденное — Боевая юность командиров

Страница 5 из 12

Боевая юность командиров

Военно-учебные заведения — военные школы, курсы усовершенствования и академии — должны стать для всей армии подлинно ведущими центрами в боевой и политической подготовке, в овладении техникой, в военно-научной работе и обеспечивать потребности армии в высококвалифицированном и в военно-техническом и в политическом отношении начсоставе.

КПСС в резолюциях и решениях. Изд. 8, т. 4, М., Политиздат, 1970, с. 522—523.

Новый этап развития советского государства — период технической реконструкции — характеризовался сложной международной обстановкой. Империалистическая реакция попыталась проверить военную мощь СССР, спровоцировав в 1929 году вооруженный конфликт на КВЖД. Созданная Советским правительством Особая дальневосточная армия нанесла сокрушительный удар по белокитайским провокаторам.

Свой вклад в разгром белокитайских банд внесли и воспитанники Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе. Пятеро из них, командиры рот А. В. Белавин и И. И. Федюнинский, командиры взводов Н. В. Аркадьев, А. В. Аверин и К. Д. Запарин были награждены высшей в то время правительственной наградой — орденом Красного Знамени. Вкратце расскажем хотя бы о некоторых черточках их боевых дел. Мужество, стойкость и самопожертвование выпускников пехотной школы до сих пор служат вдохновляющим примером преданности Родине для новых поколений курсантов общевойскового военного училища.

17 ноября 1929 года командир взвода А. В. Аверин с группой красноармейцев в составе 8 человек двигался впереди полка в головной походной заставе. В трех километрах от занятой белокитайцами крепости Мишаньфу дозор неожиданно атаковали китайские кавалеристы в количестве двадцати восьми человек. Приняв неравный бой, А. В. Аверин и его бойцы отрезали противнику пути отхода к крепости, а затем атаковали врага. Значительно позже, в своем письме в школу А. В. Аверин вспоминал: «На повороте тропы я встретился с белокитайским офицером. Он целился в меня из маузера на расстоянии 25—30 метров. Я быстро вскинул наган, но тот успел выстрелить раньше. Промазал. Моим выстрелом он был легко ранен в шею. Вторым выстрелом офицер ранил меня в грудь. Следующим моим выстрелом офицер был убит».

Будучи раненым, А. В. Аверин продолжал выполнять поставленную задачу до тех пор, пока не подошел авангардный батальон полка. В другом бою, 20 ноября, противник силою до двух батальонов пехоты и эскадрона кавалерии внезапно с тыла атаковал наш батальон, стремясь обойти его с фланга. Основной удар врага приняли на себя две роты — пулеметная и стрелковая, которой командовал И. И. Федюнинский — будущий прославленный полководец Великой Отечественной войны, генерал армии, Герой Советского Союза и МНР. Под прикрытием огня пулеметной роты И. И. Федюнинский поднял свою роту в атаку и с криком «ура!» дерзко бросился на почти тысячный отряд белокитайцев. Противник растерялся, а затем, опомнившись, перешел в контратаку. Встретив контратакующих огнем и гранатами, И. И. Федюнинский, воодушевляя бойцов личной отвагой, снова повел их в атаку. Противник не выдержал стремительного натиска красноармейцев и в панике бежал. Угроза окружения батальона была ликвидирована.

О самоотверженности и хладнокровии в бою командира роты А. В. Белавина рассказала газета «Тревога» Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии в номере от 26 января 1930 года: «Сильный огонь белокитайцев. Пули косят траву, взрывы снарядов дробят камни. А. В. Белавин, заткнув карту за пояс, идет вдоль залегшей цепи и спокойно отдает распоряжения. Рядом с карманом полушубка торчит клок шерсти. Это след от осколка. Бойцы нервничают. «Ложитесь, товарищ командир!»— говорят они. «За меня не беспокойтесь»,— отвечает и спокойно идет к другому отделению».

В первых числах сентября 1929 года в районе станции Маньчжурия два выпускника Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе командиры взводов Аркадьев и Запарин участвовали в ночной разведке боем.

Под прикрытием темноты отряд преодолел линию вражеских укреплений, снял наблюдательные посты и вышел к главной полосе обороны белокитайских войск. Красноармейцы захватили несколько блиндажей. В траншеях завязалась рукопашная схватка. Открыла огонь тяжелая артиллерия противника. Была установлена система укреплений противника, его огневых точек. Отряд получил приказ на отход.

При отходе отличился командир взвода Аркадьев. Действия возглавляемой им команды снайперов в значительной мере облегчили выход из боя. Вот что говорилось в донесении начальника разведотряда по этому поводу: «Командир взвода Аркадьев по личной инициативе с командой снайперов прикрывал отход отряда и обеспечил вынос раненых, ведя меткий прицельный огонь. В ходе боя был ранен в грудь. Проявил героизм и самоотверженность»*. (* — ЦАМО СССР, ф. 32126, oп. 1, д. 4, л. 75.)

Секретарь партийной ячейки роты командир взвода К. Д. Запарин в том бою действовал со взводом на левом фланге отряда. Во время боя он шел впереди, увлекая своим примером бойцов. Первым он ворвался и во вражеские траншеи. Гранатами уничтожил две огневые точки. Близкий разрыв вражеского снаряда… В суматохе ночного боя никто не заметил этого. Отряд отошел. А контуженный, тяжело раненный в живот советский командир был схвачен белокитайцами. Узнав из документов, что он является коммунистом, учинили над пленным жестокую расправу.

Труп командира-коммуниста наши бойцы обнаружили на склоне одной из сопок после разгрома белокитайских войск на этом участке. Медицинская экспертиза и опрос пленных позволили установить обстоятельства героической гибели К. Д. Запарина.

Константин Дмитриевич Запарин прожил короткую жизнь. Но в ней отразилась жизнь и судьба многих тысяч красных командиров, по зову Коммунистической партии пришедших в Красную Армию и создавших ее. Он родился 18 мая 1899 года в селе Вязовка, ныне Волгоградской области, в семье крестьянина-бедняка. Окончив три класса сельской школы, он, как и его отец, батрачил у местных кулаков-мироедов.

Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком.

Изменилась жизнь и Кости Запарина, молодого деревенского батрака. Он активно включился в борьбу за установление Советской власти в деревне, принимал участие в работе комитета бедноты, в конфискации излишков у своих бывших хозяев. А в октябре 1918 года, когда над страной нависла грозная опасность, когда внутренняя контрреволюция и иностранный империализм охватили молодую республику Советов в огненное кольцо, Константин Запарин вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С оружием в руках он сражался на фронтах гражданской войны против войск белогвардейских генералов Деникина и Корнилова. Был ранен. В январе 1921 года К. Д. Запарин окончил Царицынские пехотные курсы командиров РККА и на командной должности воевал на Дальнем Востоке против остатков белогвардейщины и иностранных интервентов.

В 1924 году Константин Запарин вступил в члены РКП(б), а в 1926-м командование направило его для получения военного образования в Омскую пехотную школу имени М. В. Фрунзе.

С большой теплотой вспоминают о Косте Запарине бывшие воспитанники школы генерал-полковник П. И. Зырянов и генерал-майор К. Ф. Кузнецов: «Этот скромный, даже застенчивый, коренастый парень был любимцем 2-й курсантской роты. Казалось, он уже вышел из курсантского возраста — при поступлении в школу ему исполнилось 27 лет. Была семья — жена и двухлетняя дочка. Для восемнадцатилетних курсантов он был уже «стариком». Но обаяние его было настолько сильным, его простота, задушевность, умение слушать были так велики, что молодежь не замечала разницы в возрасте, охотно делилась с ним своими мечтами и радостями, заботами и огорчениями. Простота удачно сочеталась в нем с высокой партийной принципиальностью, непримиримостью к недостаткам. Он решительно боролся с расхлябанностью, зазнайством, с небрежным отношением к воинским обязанностям. И сам стремился учиться как можно лучше. Не случайно коммунисты избрали его секретарем партийной ячейки роты».

Командир взвода Константин Дмитриевич Запарин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Его имя носит одна из улиц Хабаровска.

Новые задачи, поставленные партией перед военными школами на период технической реконструкции, послужили основой для дальнейшего улучшения работы Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе, начальником которой в 1928 году был назначен комбриг М. Н. Глухов.

1929 год стал переломным для школы. С этого года производится замена старых, изношенных образцов оружия новыми. Особенно большую радость вызвало появление новых станковых пулеметов системы Максима. Старые были настолько изношены, что обучение на них стрельбе представляло большую трудность. В 1929 году школа получает и первые образцы нового отечественного автоматического оружия — ручные пулеметы системы Дегтярева и Токарева.

С 1929 года учебный совет и педагогический коллектив школы значительно повысили требовательность к оценке успеваемости курсантов, в связи с чем уровень оценок учебы курсантов в 1928/29 учебном году по многим предметам оказался ниже, чем в предыдущем 1927/28 учебном году.

Большое внимание со стороны учебного отдела уделялось тактической подготовке, как главной военной дисциплине. Полевые занятия, выходы в подвижные лагеря на несколько суток, учения, марши проводились в любое время года, при любой погоде. Зимний период обучения школа завершила полевым выходом, продолжавшимся несколько суток.

…30 мая 1929 года школа вышла в лагерь. Наступило резкое похолодание, выпал снег. Такое редко случается даже в Сибири. Пришлось на двое суток задержаться в одном из населенных пунктов, в 12 километрах от лагеря.

12-километровый марш до лагеря показал, что курсанты имели слабую маршевую подготовку. Сказался перерыв между зимним и летним периодами обучения, свою роль сыграл и резкий перепад температур в течение короткого промежутка времени.

Командование школы, учтя уроки перехода, обратило особое внимание на выработку у курсантов физической выносливости. Для этого использовались все возможности. Пятикилометровое расстояние до стрельбища курсанты обычно преодолевали бросками, часто в противогазах. Маршевая подготовка являлась составным элементом тактических занятий и учений.

Пехотная школа участвовала в общелагерном сборе по боевой тревоге и вместе с частями 21-й стрелковой дивизии совершила ночной марш с мерами охранения и боевого обеспечения.

Во время сборов старшего и высшего начсостава округа школа провела показные учения на тему: «Бой за переправу и удержание плацдарма стрелковым батальоном, являющимся головным отрядом дивизии». Действия курсантов получили высокую оценку командующего войсками округа. Затем совместно с Томской артиллерийской школой проведено двухсуточное тактическое учение на тему: «Марш в предвидении встречного боя». В ходе учения курсанты присутствовали на боевой артиллерийской стрельбе, имитировавшей артиллерийскую подготовку и сопровождение артиллерией наступления стрелкового батальона. Кроме того, курсанты трижды выходили в подвижные лагеря, один из которых был трехсуточным, два — двухсуточными.

Выработке выносливости способствовали и занятия по физической подготовке. Ежедневно после подъема курсанты совершали полукилометровую пробежку и купание, независимо от состояния погоды. За лето они окрепли физически, загорели. Особенно заметно изменилось физическое состояние курсантов подготовительного класса. Примечательно, что только один человек не выполнил норматива по плаванию — такого раньше не могли достичь ни в один год. К концу лагерного периода пребывание личного состава в противогазах было доведено до 1 часа 20 минут. По физической подготовке школа заняла первое место среди всех частей лагерного сбора.

В период с 19 по 24 августа 1929 года школа совершила 167-километровый пеший переход из района лагеря до города Новосибирска. Командование и политаппарат провели тщательную подготовку к нему. До каждого участника доведена цель перехода, определены задачи, подробно разъяснены такие важные вопросы, как питьевой режим на марше, меры по предупреждению потертостей ног и другие. В середине июля сделан контрольный тренировочный однодневный переход на 35 км с последующим преодолением укрепленной полосы. Он показал полную втянутость в марш всех без исключения курсантов.

167-километровое расстояние участникам перехода пришлось преодолевать в довольно трудных погодных условиях. Почти все дни с небольшими перерывами шел дождь, дул сильный встречный ветер. Идти по грязным, раскисшим проселочным дорогам было чрезвычайно трудно. В первый день курсанты прошли 24 км, во второй — 30, в третий — 40. Сделав дневку, на пятый день они снова прошли 40 км. В заключительный, шестой день перехода, преодолев 33-километровое расстояние, школа участвовала в двухстороннем тактическом учении, проведя наступательный «бой» против частей Новосибирского гарнизона.

Чрезвычайно важным было политическое значение перехода. По маршруту движения среди трудящихся сел и городов велась большая агитационно-массовая работа. Политсостав и специально подготовленные агитаторы из числа коммунистов разъясняли международное положение СССР, разоблачали агрессивные устремления империалистов, спровоцировавших конфликт на КВЖД. Значительное место в проводимой работе уделялось раскрытию существа политики Коммунистической партии по коллективизации сельского хозяйства. В местах больших привалов, кроме бесед, докладов и лекций, силами курсантов давались концерты художественной самодеятельности.

Совершенствовались содержание и формы работы партийной организации школы. Она продолжала оставаться ближайшим помощником командования, подлинным проводником политики Коммунистической партии среди личного состава, рабочих, служащих, членов семей. На партийных собраниях широко обсуждались решения съездов партии, партийных конференций, Пленумов ЦК ВКП(б).

В 1929 году в центре внимания коммунистов стояли вопросы колхозного движения. Партийная организация школы проводила большую разъяснительную работу по двум направлениям.

Некоторые коммунисты считали, что партия проводит недостаточно решительную политику в отношении кулака, либеральничает с ним, что кулак все больше и больше проникает в колхозы. Другие, наоборот, считали, что политика ликвидации кулачества, как класса приносит вред Советской власти, выступали с лозунгом о возможности «мирного врастания» кулака в социализм. Убеждая заблуждающихся, парторганизация давала решительный отпор тем, кто пытался опорочить линию партии в колхозном движении. Дискуссии велись горячо, заинтересованно и принципиально, даже три человека были исключены из рядов ВКП(б) как случайные в партии люди.

Помощник военкома школы К. М. Каменев в газете «Рабочий путь» писал в феврале 1930 года: «В борьбе с остатками троцкизма, отклонениями от ленинской линии и, особенно, против правого уклона, как главной опасности, и примиренчеству к нему, парторганизация школы твердо стояла и стоит на ленинских позициях, давая самый сокрушительный отпор всяким проявлениям оппортунизма».

В 1930—1931 годы деятельность партийной и комсомольской организации школы проходила под знаком изучения и широкого обсуждения решений XVI съезда ВКП(б). Коллектив школы горячо одобрил их, принял к неуклонному исполнению. Внимание коммунистов и всего личного состава было мобилизовано на необходимость усиления классовой бдительности, укрепления обороноспособности страны в связи с обострившимся международным положением.

С 7 по 10 мая 1931 года состоялось третье всеармейское совещание секретарей ячеек ВКП(б).

В резолюции о задачах партийной ячейки в боевой и политической подготовке указывалось на необходимость серьезной перестройки партийно-политической работы в связи с проводившимся техническим перевооружением армии и флота.

Совещание определило главную задачу коммунистов армии — в совершенстве овладеть боевой техникой и мобилизовать на это весь личный состав. Предлагалось решительно улучшить всю партийно-политическую работу, перенести центр тяжести работы в роты и низовые подразделения, максимально приблизить ее содержание, формы и методы к новым сложным требованиям, поднять на уровень политических и культурных задач, предъявляемых страной.

Парторганизации должны были активно помогать командованию в работе по боевой подготовке личного состава, по изучению боевой техники. Для решения этих огромных задач партийные организации должны были вести непримиримую борьбу за генеральную линию партии, повысить идейный уровень политзанятий, усилить интернациональное воспитание личного состава, повысить требовательность к коммунистам и комсомольцам, обеспечить их примерность в деле укрепления дисциплины и успешного овладения военной техникой. Особое внимание уделялось роли командного состава.

В резолюции указывалось, что командир должен в совершенстве овладеть военной техникой, сложными формами боя, искусством управления войсками, быть политически высоко грамотным, обладать ярко выраженными волевыми качествами, быть смелым боевым руководителем своей части и подразделения.

Партийная ячейка обязывалась оказывать всемерную помощь работе и учебе командиров, воспитанию необходимых командирских качеств, вовлекать лучших представителей в ряды ВКП(б).

Парторганизация боролась за повышение роли коммунистов в боевой подготовке, в овладении техникой, за обеспечение их примерности в службе. Она находилась в авангарде всех мероприятий командования, направленных на улучшение качества учебного процесса и занятий в сети партийно-комсомольского просвещения. С руководителями групп проводились квалифицированные семинары, чтение лекций для слушателей поручалось наиболее подготовленным пропагандистам. Благодаря работе, проведенной партийной организацией, в 1933 году каждый курсант выписывал не менее одной газеты, а 149 человек получали еще и журналы.

Много внимания уделялось привитию курсантам навыков в партийно-политической работе. В 1929 году каждый из выпускников провел в школе не менее трех двухчасовых занятий по политической подготовке.

В 1929 году школа впервые заключила договоры о социалистическом соревновании с Ивано-Вознесенской, Ленинградской и Владивостокской пехотными школами. Уже первые итоги соревнования показали его положительную роль — достигнуты значительные успехи в стрелковой, физической подготовке, улучшилась воинская дисциплина, более предметной стала политическая работа на полевых занятиях.

По мере накопления опыта социалистическое соревнование принимало все более широкий размах, совершенствовались его формы.

В 1931 году командование училища объявило конкурс на лучшее подразделение по боевой и политической подготовке, разработало его условия. В 1932 году вызвало на социалистическое соревнование Томскую артиллерийскую школу. В 1935 году школа соревновалась с Объединенной татаро-башкирской военной школой.

Одной из замечательных традиций фрунзенцев стали тесные шефские связи с трудящимися города Омска. Начало их относится к первым дням приезда школы в город в 1925 году. Городской комитет партии, местные органы власти оказали большую помощь в ремонте зданий, в оборудовании классов и кабинетов. Курсанты не остались в долгу. Они установили крепкую дружбу с молодежью города, выступали с концертами, организовали работу кружков по изучению военного дела. Для молодых печатников Омской типографии, например, курсанты создали военно-химический кружок. На нем изучались свойства отравляющих веществ, устройство противогаза. Изучалось устройство стрелкового оружия, проводилась практическая стрельба.

Весной 1927 года огромные массы воды, встретив ледяной затор севернее Омска, хлынули 4 мая на город, затопив многие его районы. Холодные волны плескались по улице Ленина. Особенно тревожное положение сложилось в рабочем поселке, расположенном на берегу реки Оми, где под водой оказалось около 800 дворов. Не успевшие выскочить из домов люди сидели на крышах, на чердаках. Шесть дней и ночей вместе с другими боролись курсанты пехотной школы с разбушевавшейся стихией. На лодках, самодельных плотах они подплывали к домам, снимали с крыш и чердаков попавших в беду людей, среди которых имелось много детей, женщин, стариков. Они спасали скот, перевозили в безопасное место имущество пострадавших. Стихия была побеждена, трудящиеся города горячо благодарили фрунзенцев за помощь.

К 1929 году сложилась хорошая дружба курсантов с рабочими Союза металлистов Омска. Этот крупный в городе профсоюз взял шефство над пехотной школой. За каждой курсантской ротой было закреплено одно из предприятий, входящих в Союз — Центральная электростанция, Сибзавод, завод «Красный пахарь», 2-й механический завод. Шефы оказывали школе большую материальную помощь. В 1929 году они выделили 3000 рублей на культурные нужды, установили электроплиту, электрическую подъемную машину для подачи пищи из кухни в столовую, помогли в оборудовании учебно-материальной базы.

Рабочие предприятий часто приходили в казармы, присутствовали на вечерах, давали концерты художественной самодеятельности. Курсанты, в свою очередь, организовали для молодежи предприятий кружки по изучению военного дела, проводили совместные соревнования по стрельбе из винтовки, выступали с докладами и беседами.

Между предприятиями-шефами и курсантскими ротами заключались договора о социалистическом соревновании. Первые итоги их выполнения были подведены на совместном собрании рабочих и курсантов, состоявшемся в клубе металлистов 20 февраля 1930 года. Начвсенком М. Н. Глухов доложил шефам, что школа в течение года добилась значительных успехов в своей работе. Лагерный период закончен с отличными показателями. Лучших результатов добилась 1-я курсантская рота, которая завоевала почетное право называться ударной. Председатель Союза металлистов доложил на собрании, что промфинплан 1929 года предприятиями выполнен успешно по всем показателям. В лучшую сторону отмечен завод «Красный пахарь».

В первом квартале 1930 года завод получил ответственное задание — изготовить запасные детали к тракторам. Рабочие заверили курсантов, что задание они выполнят досрочно. Для этого многие рабочие отказались от выходных дней, к станкам встали мастера, начальники цехов, директор завода. Оказали им помощь и курсанты.

Над пехотной школой шефствовал и Омский окружной комитет ВКП(б). Он оказывал помощь в подборе нового пополнения курсантов. По партийным, комсомольским, профсоюзным путевкам в школу направлялась наиболее передовая молодежь из числа рабочих, колхозников. Омичи составляли значительный процент от общего числа поступавших в школу. Благодаря широко развернутой разъяснительной работе среди молодежи число желающих поступить в школу неуклонно росло. В 1929 году для сдачи вступительных экзаменов прибыло 629 человек, в 1928 году их было 498.

Из числа желающих было отобрано и зачислено на 1-й курс 190 человек. Рабоче-батрацкая прослойка среди них составляла 76%. Однако общеобразовательный уровень поступавших все еще оставался низким. Из принятых только 10 человек имели семилетнее образование. Образование 127 курсантов было в пределах 3—4, реже 5—6 классов, а более четверти поступавших окончили лишь курсы по ликвидации неграмотности. Чтобы помочь рабочим и крестьянам- батракам подготовиться для поступления в школу, командование с помощью окружкома ВКП(б) создало при пехотной школе, а также в клубе металлистов и в клубе имени Лобкова специальные курсы.

Окружном постоянно заботился о политическом и культурном воспитании курсантов. Его представители выступали с докладами и лекциями на злободневные вопросы международного и внутреннего положения СССР, разъясняли важнейшие мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства. Для курсантов организовывались шефские концерты артистов Омского драматического театра, экскурсии на предприятия города, встречи со старыми большевиками. В 1929 году школьная библиотека получила в дар от окружкома тысячу экземпляров книг — художественных и политических.

Партийная организация пехотной школы стала боевым помощником окружкома в проведении массово- политической работы среди населения. В 1929 году многие курсанты по призыву окружкома провели свой каникулярный отпуск в деревне. Они помогали сельским партийным организациям в проведении весенней посевной кампании, в развертывании борьбы за коллективизацию сельского хозяйства. С их помощью было создано 53 колхоза, в которые вступило 2500 крестьянских хозяйств.

В 1930 году курсанты проложили телефонный кабель через реку Иртыш, связав центр города с заречным районом. В том же году они снова работали в деревне и помогли организовать еще 34 колхоза, 2 коммуны, 24 сельскохозяйственные артели и 8 товариществ по совместной обработке земли. В этих хозяйствах коллективными формами ведения хозяйства было охвачено 2250 крестьянских хозяйств.

В последующие годы партийная организация школы также продолжала уделять внимание работе в деревне. Так, 18 августа 1931 года школа в полном составе участвовала в массовом субботнике по уборке урожая. В 1933 году курсанты построили небольшую электростанцию в деревне Новая Станица. В том же году часть курсантов снова провела зимние каникулы в деревне. 63 человека работали агитаторами по разъяснению крестьянам решений январского Пленума ЦК ВКП(б) 1933 года, 45 курсантов изъявили желание помочь МТС в ремонте тракторов и другой сельскохозяйственной техники.

Большую помощь от шефов школа получила при создании учебного лагеря. Дело в том, что заболоченный участок местности использовался раньше лишь в качестве зимнего стрельбища, а также для организации зимних подвижных лагерей. В летний период этот район превращался в болото, в малярийный очаг, расположенный в опасной близости от города. В 1932 году начались работы по созданию лагеря — строились классы, подсобные помещения, разбивалось место для палаточного городка. Партия мелиораторов, назначенная из города, провела осушительные работы. В следующем году построено стрельбище, оборудован спортивный городок. Основные работы к весне 1934 года были закончены, и летний период обучения в том году курсанты провели в своем собственном лагере.

Высокая политическая активность курсантов, хорошо поставленная учебно-воспитательная работа обеспечили высокие показатели в учебе, крепкую воинскую дисциплину, позволяли ежегодно давать Красной Армии хорошо подготовленных в политическом и военном отношении командиров. Инспекции различных рангов, проверявшие школу в 1929—1932 годах, отмечая те или иные недостатки в ее деятельности, в то же время делали вывод, что общий уровень жизни школы, творческая активность курсантов находились на должной высоте.

В 1932 году за успехи в боевой учебе и политическом воспитании личного состава, достигнутые в социалистическом соревновании и ударничестве, и первое место, занятое комсомольской организацией в соревновании комсомольских организаций Западно-Сибирского края, школе вручено переходящее Красное знамя имени 12-летия Сибирского комсомола.

1933 год положил начало коренной перестройке учебного процесса в военно-учебных заведениях в соответствии с решениями ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года. Полностью был запрещен бригадно-лабораторный метод и коллективная форма зачета, так как они вели к обезличке, к принижению чувства личной ответственности обучаемых, не обеспечивали высокого уровня знаний курсантов.

Новая методика обучения включала в себя четыре основных элемента:

— лекцию или рассказ преподавателя, знакомившие курсантов с теоретической частью темы;

— самостоятельную работу в вечернее время по материалам, рекомендованным преподавателем;

— проверку преподавателем усвоения курсантами заданного материала;

— привитие практических навыков путем решения задач в классе, в поле, проведения семинаров, конференций с персональной оценкой усвоения материала.

В Омской пехотной школе, которую с ноября 1933 года возглавил комбриг Макарий Иванович Петров, переход к новым формам учебы проходил под знаком борьбы за выполнение решений XVII съезда партии, за повышение качества боевой и политической подготовки. Реввоенсовет Сибирского военного округа за достигнутые успехи в ноябре 1934 года вторично наградил школу переходящим Красным знаменем имени 12-летия Сибирского комсомола.

Новые задачи, решаемые школой по увеличению количества выпускаемых командиров, привели к некоторым организационным изменениям в ее структуре и штатном составе. Увеличилось общее число обучающихся, готовились будущие командиры по новым специальностям. При школе открыто ускоренное артиллерийское отделение, с 1932 года начались занятия в группе по подготовке командного состава для железнодорожных войск с шестимесячным сроком обучения. В том же году в штат введено ускоренное пехотное отделение с годичным сроком обучения. В 1933 году ускоренное артиллерийское отделение перешло на нормальный срок обучения*. (* — ОВОКДКУ имени М. В. Фрунзе. Исторический формуляр, л. 3)

В январе 1934 года в состав Омской школы влились Владивостокская пехотная школа имени Коминтерна и Иркутские курсы подготовки командиров пехоты. В 1935-м школа перешла на новые штаты и с 1936 года стала называться — Омская объединенная военная школа, готовящая пехотных и артиллерийских командиров**. (** — ОВОКДКУ имени М. В. Фрунзе. Исторический формуляр, л. 3)

В начале ноября 1935 года в школе состоялся очередной, шестнадцатый выпуск. В том году ее воспитанники впервые получили первичные звания — лейтенант. 134 молодых лейтенанта, прикрепив в петлицы по два малиновых кубика, направлялись в войска на должности командиров взводов и рот. Как и выпускники прошлых лет, они были сыновьями трудового народа, людьми, до конца преданными Коммунистической партии, социалистической Родине. 69 процентов выпускников были членами и кандидатами в члены ВКП(б), 27 процентов — комсомольцами.

В 1936 году комсомольская организация школы через окружную газету «Красноармейская звезда» обратилась ко всем комсомольцам округа с призывом встретить X съезд ВЛКСМ новыми успехами в боевой и политической подготовке. И вот результат: к концу года пехотная школа вырастила 242 отличника и ударника учебы — третья часть всех курсантов.

Самоотверженный труд командиров и преподавателей получил высокую оценку Народного Комиссара Обороны. Приказом НКО в 1936 году преподаватель тактики майор Комаров, заместитель начальника политотдела полковой комиссар Заляднов и командир взвода старший лейтенант Калмыков за самоотверженный труд в деле обучения и воспитания курсантов были награждены именными часами.

Во все концы страны разлетелись питомцы школы. В суровых районах Чукотки и Карелии, в жарких песках Средней Азии, в горах Тянь-Шаня и Памира, в лесах Белоруссии и степях Украины, на сопках Дальнего Востока несли они свою боевую службу, укрепляя могущество Вооруженных Сил первого в мире социалистического государства.

Воспитанник школы Г. В. Феоктистов возглавил лыжный переход группы бойцов и командиров по маршруту Хабаровск — Москва. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 году другой фрунзенец, начальник пограничного контрольно-пропускного пункта на Чукотском полуострове Небольсин, активно участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин». Родина отметила его правительственной наградой — орденом Красной Звезды.

Мужала, взрослела школа, взрослели, набирались опыта ее питомцы. Многие из них уже командовали батальонами, полками, продолжали учебу в военных академиях. А в стенах старинного здания на берегу седого Иртыша шумела новая смена, безусые мальчишки, готовящиеся сразиться с условным «противником».

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • В Сибири рожденное
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • В Сибири рожденное
  • Школа красных командиров
  • Боевая юность командиров
  • Предгрозовые годы
  • Идет война народная
  • Их слава бессмертна
  • Боевая честь нам дорога
  • Вместе с народом
  • Приложение
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы