>«КОСБЕРГ СРАБОТАЛ!» — Страница 5

27 марта 2023 | 6:02

Газеты Периодика Газеты Заводская жизнь. №12 (4462) 07.04.1995

Заводская жизнь. №12 (4462) 07.04.1995 — >«КОСБЕРГ СРАБОТАЛ!»

Страница 5 из 9

Неизвестные имена

«КОСБЕРГ СРАБОТАЛ!»

К 30-летию смерти Главного Конструктора

12 апреля 1961 года манор Гагарин совершил полет в космос на корабле-спутнике «Восход». В момент старта корабля в динамике раздался голос Гагарина; «Поехали». Однако мало кто знает, что спустя 30 секунд после старта из космоса раздался ликующий голос: «Косберг сработал!».

Несведущие в космической технике люди могли подумать, что это название какого-нибудь важного механизма ракеты. На космодроме же все в этот момент облегченно вздохнули и поняли, что корабль вышел на орбиту и сработала третья ступень ракеты, главным конструктором которой был Семен Ариевич Косберг.

Хотя с тех пор прошло более 30 лет, широкой общественности имя Косберга по сей день мало известно. И остается неясным, то ли его имя заведомо и сознательно умалчивается, либо, как говорил Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны». Поэтому послушаем, что пишут и говорят люди, хорошо знавшие его.

Марк Лазаревич Галлай в пятидесятые годы был руководителем подготовки первых советских космонавтов. В своей книге «С человеком на борту» Галлай вспоминает: «…Семен Ариевич Косберг, с которым мы жили в соседних комнатах гостиницы «Люкс», пришел, как и многие другие главные конструкторы, в космическую технику из авиации. Летчики хорошо знали разного рода насосы и топливную аппаратуру, созданные в руководимом им коллективе. И вот неожиданно для многих, знавших его раньше, он выступил в роли конструктора двигателей верхних ступеней космических ракет-носителей. Тех самых ступеней, которые завершают разгон космического аппарата до невиданных ранее скоростей, необходимых для дальнейшего полета по законам небесной механики — без приложения дополнительной энергии. В сущности, именно эти последние ступени делают космический корабль космическим».

Косберг родился 14 октября 1903 года в маленьком белорусском городке Слуцке. Он был четвертым ребенком в семье, а всего в ней было девять детей. Отец его был кузнецом.

Сестра Косберга Фаина вспоминает: «…Отец всегда у горна с засученными рукавами, мокрый от пота и черный от копоти. Не забыть мне его жилистых натруженных рук со следами бесконечных ожогов. Часами мы, дети, могли стоять у кузницы и смотреть зачарованно, как ловко отец орудовал захваченным в клещи раскаленным железом. Отец был специалистом по ремонту и производству сельскохозяйственного инвентаря. Двор наш был всегда полон плугами, сохами, боронами, и мы с ранних лет хорошо разбирались в таких вещах, как сошники, лемехи. Kузнец по роду своей профессии не может работать один, ему нужен молотобоец, нужно подкидывать уголь в горн и качать мехом воздух. И дети, подрастая, становились его помощниками. Конечно, это в первую очередь были сыновья. Старший, Семен, с раннего возраста приобщался к профессии отца. И главное, унаследовал его любовь к технике, ощущение своей работы, как счастья, как творчества, как естественного состояния человека».

Семнадцатилетним юношей Семен поехал в Ленинград

— работать и учиться. Первые самостоятельные шаги у него связаны с фабрикой имени Халтурина, работая на которой, он закончил рабфак, а потом Политехнический институт. Затем поступил в Московский авиационный институт и после его окончания в 1931 году работал в проектных организациях авиационной промышленности.

Сведения о жизни и деятельности С. А. Косберга в военное и послевоенное время нами полностью заимствованы из очерка, опубликованного в газете «Социалистическая индустрия» 1 апреля 1979 года. Автор очерка инженер Герман Назаров, вероятно, один из соратников Косберга.

В годы Великой Отечественной войны Косберга назначают главным конструктором ОКБ. С горсткой специалистов. эвакуированных на восток, Семен Ариевич принялся создавать новую по тому времени технику — агрегаты непосредственного впрыска для поршневых авиационных двигателей.

Вспоминая то суровое время. один из ветеранов ОКБ рассказал такой эпизод: «Днем мы все сидели за чертежами в общей комнате, а по ночам рыли котлован под фундамент нового производства. На третью ночь, казалось. окончательно выдохлись. И вдруг грянул оркестр. и голос Главного: «Нам песня строить и жить помогает». Мы сначала оцепенели, а потом радостно подхватили песню. Откуда только силы взялись, в ту ночь мы работали с производительностью экскаватора. Спрашиваю: откуда оркестр? Семен Ариевич организовал. Разузнал, что в коллективе четверо конструкторов играют на музыкальных инструментах и вот…»

Система непосредственного впрыска Косберга помогла в 1941 году создать усовершенствованный истребитель ЛА-5, который и принял участие в воздушных боях на Орловско-Курской дуге. Моторы, усиленные системой Косберга, на протяжении всей войны успешно применялись на истребителях Лавочкина и бомбардировщиках Туполева.

После окончания войны авиация вступила в реактивный век. Высокое сознание ответственности, техническое предвидение Косберга вывели его ОКБ на передовые позиции науки. Семен Ариевич одним из первых понял, что новая космическая техника даст толчок развитию всех отраслей народного хозяйства. А, значит, это сейчас основная точка для приложения его сил.

Это относится к началу 50-х годов. В то время набирал силу коллектив С. П. Королева. И вот 10 февраля 1958 года в г. Москве состоялась встреча Королева с Косбергом. «Они встретились, как старые знакомые», вспоминает один из заместителей Косберга. Королеву хорошо были известны созданные Семеном Ариевичем образцы авиационных ракетных двигателей. Сергей Павлович предложил Косбергу заняться разработкой двигателей для ракет.

Уже через девять месяцев коллектив Косберга совместно с ОКБ Королева создали свой первый жидкостный ракетный двигатель. Можно считать, что именно он вывел Косберга в космос.

Двухступенчатая ракета-носитель конструкции С. П. Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако, дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени. Дело, за которое взялся Косберг, было новым, необычным: предстояло создать двигатель, который в космическом вакууме завершает разгон аппарата до второй космической скорости.

И третья ступень была создана в рекордно короткие сроки.

На следующий день после полета Ю. А. Гагарин подарил Косбергу номер газеты «Волжская коммуна» с сообщением ТАСС и своим портретом. Первый автограф первый космонавт сопроводил лаконичной надписью: «За третью ступень!».

Впоследствии третья ступень вывела первые космические аппараты в сторону Луны. Благодаря ей был создан первый искусственный спутник Солнца, впервые достигнута поверхность Луны, впервые совершен облет Луны и сфотографирована обратная ее сторона.

Новой самостоятельной разработкой ОКБ Косберга стал двигатель с тягой 5,6 тонны, который был установлен на третью ступень ракеты-носителя, получившей название «Восток». Более поздние ее модификации с четырехкамерным тридцатитонным ЖРД с 1964 г. использовались для запуска космических кораблей «Восход», а с 1968 г. — кораблей «Союз». Другая, уже четырехступенчатая модификация той же ракеты «Восток» использовались при запуске высокоапогейных искусственных спутников Земли, космических аппаратов, осуществивших мягкую посадку на Луну, первые запуски к Венере и Марсу. В начале 60-х годов С. А. Косберг был привлечен Генеральным конструктором В. Н. Челомеем к созданию двигателей для второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон». С этой ракетой связаны такие события, как вывод на околоземные орбиты автоматической станции «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Лупы, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадку на Марсе и Венере.

Все, кто работал с Косбергом, вспоминают атмосферу доброжелательности, которую он умел создать и поддерживать. Тонкий юмор, вовремя оброненная острота незаметно снимали напряжение трудных будней его сотрудников. Вероятно, поэтому-то его коллектив постоянно работал на пределе человеческих возможностей. Косберг никогда не драматизировал ситуации. Сохранилось около пятидесяти приказов о наложении взыскании, которые так и не увидели свет. Семен Ариевич вызывал виновного в кабинет, выяснял причины некачественного выполнения задания и устраивал «проработку». При этом он никогда не повышал голоса, не оскорблял человека. Затем приглашал помощника и диктовал приказ. Но обнародовать его не спешил. И если провинившийся делал правильные выводы, приказ оставался замурованным в сейфе.

М. Л. Галлай вспоминает: «В одном из экспериментальных пусков на двигателе третьей ступени обнаружились какие-то загадочные неполадки. Совет главных конструкторов подсистем космического комплекса поручил Косбергу «разобраться и устранить». И вот между текущими делами очередного пуска государственная комиссия слушает отчет Семена Ариевича о проделанной работе. Перед слушателями был развернут веер гипотез — предположений о возможных причинах злополучных неполадок. Потом пошли эксперименты, очень тонкие и остроумные, разделившие первоначальные гипотезы на две части: подтвердившиеся и опровергнутые. Так родилось четкое представление о физике обнаруженных явлений. Ну, а дальнейшее было, как говорится, делом техники: физика явлений породила конструктивные формы, затем в ход пошла технология и, наконец, как завершение всего, и огневые испытания.

Доклад Косберга произвел впечатление своей четкостью, определенностью, глубокой уверенностью в том, что больше подобных неполадок быть не может, а главное, масштабом сделанного в столь короткий промежуток времени».

Семен Ариевич философски относился к преподносимым техническим сюрпризам. «Отклонение от нормы — это норма, — шутил он, хуже, когда поначалу все идет гладко». На космодроме во время запусков предпочитал без надобности не обсуждать вопросов науки и техники. Все такие попытки сводил к житейским темам от анализа погоды, подобной которой почему-то никогда не помнят старожилы, до гастрономических проблем. Своей хрипловатой скороговоркой начинал рассказывать, какое новое блюдо он сконструировал, говорил так образно, с таким вдохновением, что у слушателей возникало острое желание немедленно отведать неведомое яство. И предпусковой «мандраж» проходил. Или вдруг предлагал не в меру разволновавшемуся специалисту: «Слушай, давай я тебе брюки сконструирую. Разве на тебе брюки? Мешок». Все смеялись и разговор переключался на портняжные способности Косберга, о которых ходили легенды.

Почти двадцать пять лет доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Семен Ариевич Косберг возглавлял свое ОКБ. Он погиб в автомобильной катастрофе в январе 1965 г. Захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Память о нем свято берегут земляки. В краеведческом музее развернута экспозиция, посвященная С. А. Косбергу, а одна из улиц Слуцка носит его имя.

Соломон МАНДЕЛЬ

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Заводская жизнь. №12 (4462) 07.04.1995
  • ИзобретателЬ, политик, авантюрист
  • ОБРАЩЕНИЕ генерального директора В. И. Зайцева к трудящимся „Полета»
  • 12-го апреля — День космонавтики!
  • >«КОСБЕРГ СРАБОТАЛ!»
  • СНАЧАЛА БЫЛО ПИВО, ПИРАМИДЫ — ПОТОМ
  • ИНФОРМИРУЕТ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ГРАЖДАНСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
  • ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ВОПРЕКИ…
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы