Александр Макаров — Страница 1

21 апреля 2023 | 15:45

Каталоги | Проспекты Периодика Каталоги | Проспекты Александр Макаров

Александр Макаров

Страница 1 из 3

ОМСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ МАКАРОВ

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ

ГРАФИКА ЖИВОПИСЬ

ОМСК • 1992

Омская организация Союза художников России -1992

11 августа 1992 года Александру Макарову исполнилось 40 лет. В связи с этой датой в большом выставочном зале Омской организации Союза художников России открылась персональная выставка. Это его первая ретроспективная выставка, где он решил показать все лучшее из того, что было создано за 18 лет творческой работы. Все это время, начиная с 1974 года, А. Макаров постоянный участник всех городских и областных выставок, весьма активно выступал на многочисленных зональных, Всероссийских, Всесоюзных и других престижных выставках, принесших ему успех и признание как художника — графика.

Этим творческим выступлением он во многом обязан станковым листам, выполненным в черно-белой и цветной литографии. С этой печатной техникой А. Макаров впервые столкнулся в 1977 году в Республиканском доме творчества «Челюскинская», уже давно ставшем для молодых художников отличной школой и лабораторией эстампа. Литография на многие годы увлекла художника, захватила своей уникальной способностью сохранять живое, непосредственное касание карандаша, трепетное движение линий. Эта техника стала ближе его постоянной практике работы карандашом, углем, соусом, сангиной. Этот податливый и послушный материал он успешно и выразительно использует в своих работах над портретом, обнаженной натурой и постоянно в натурных зарисовках, выполненных в различных поездках по Омской области, по Сибири, по Дальнему Востоку и др.

До 1985 года (первая поездка на Сахалин) станковые листы А. Макарова заметно отличаются тематическим разнообразием, многоплановостью их образного строя. Профессионально владея всеми изобразительными жанрами, художник заметно стремится ближе соприкоснуться с человеком, его жизнью и трудовыми буднями. Даже природа, которой впоследствии он уделяет особое внимание, в этот период живет одной жизнью с человеком. На выставке этот период представлен серией «Солдаты», «Речники», портретами омских художников (Н. Третьякова, А. Либерова, Г. Кичигина), где автор подчеркивает их индивидуальный характер и творческий темперамент. В образах он стремится передать их чистоту, непосредственность («Бумажный змей», «Максимка». Б., лит.). Вызывают доброе расположение живые и очень естественные бытовые композиции из серии «Сибирские мотивы» («Поговорили», «Радостная встреча». Б., лит.). Совсем иная временная протяженность прослеживается в серии «Лето», связанная с воспоминаниями детства. Эти листы воспринимаются как замедленное движение кадра в фильме, позволяющее дольше всматриваться в них, как в собственную память светлого и безмятежного детства («Лето», «Радуга». Б., лит.). Многоплановы и разнообразны в это время и пейзажи А. Макарова — это индустриальные мотивы трудового Омска («Над Иртышом», «Омский порт». Б., лит.) с их возвышенной образной тональностью и более интимные очеловеченные пейзажи из серии «Сибирские мотивы» («Старые ворота», «Обрыв». Б., лит.).

Поездки А. Макарова в группе с омскими художниками Г. Катилло, А. Темеревым, Р. Нуриевым на Дальний Восток в 1985 и 1991 гг. заметно изменили творческий облик художника. Он по-прежнему продолжает работать в литографии, но все свое время в мастерской художник сосредоточил на поиске нового изобразительного и выразительного языка в смешанной технике. А. Макаров не оставляет портрет, но больше внимания стал уделять пейзажу. Именно в поездках на Сахалин он почувствовал, видимо, изначально заложенную в нем тягу к необычному, значительному проявлению стихии могучей первозданной природы, ее свободной и независимой жизни. С этим новым для А. Макарова мироощущением. новыми пейзажами стали более четко просматриваться очертания его творческой индивидуальности. Немаловажную рать здесь сыграло воздействие и влияние художественных традиций г. Омска, куда он приехал в 1969 году из сибирского поселка Пикетное.

Свою первую серьезную школу изобразительного искусства А. Макаров проходит на художественно-графическом факультете Омского педагогического института. Завершая пятый курс у профессора А. Н. Либерова, молодой выпускник в 1974 году успешно защищает свою дипломную работу «Хлеб Сибири». Эта серия из пяти больших листов, выполненных карандашом, уже тогда отличалась чистотой графического языка, смелостью композиционных решений. Она и определила дальнейшую судьбу молодого выпускника как художника- графика. С этого времени с Омском связана вся дальнейшая творческая жизнь. В атмосфере многообразной и богатой художественной жизни сибирского города он постепенно формируется и складывается как художник. В любой художественной среде всегда можно обнаружить то, что ближе твоим внутренним творческим позывам. Поэтому А. Макаров считает своим учителем Алексея Николаевича Либерова, замечательного мастера пастели, проникновенных и выразительных по настроению и состоянию пейзажей.

Влияние учителя сказалось не только в особом отношении к пейзажному жанру, но и в предпочтительности реалистических традиций. И надо отдать должное А. Макарову, он не боялся быть несовременным, традиционным и без колебаний продолжает идти по этому пути, оставаясь при этом самим собой. Начиная с 1980 года, когда впервые стал появляться в его работах цвет, он стал разрабатывать свою уникальную смешанную технику. В своих работах он использует акварель, пастель, темперу, цветные карандаши, белила. Цветовая прокладка акварели у А. Макарова всегда просвечивает и активно участвует в изобразительном и колористическом строе листа. Кроме всего этого художник смело вводит контрастный тон и цвет, где черное и белое воспринимаются как цвет. Кроме того, в своих листах он сумел добиться тончайших градаций тона и цвета, свежести контрастных сочетаний, яркого живописного и изобразительного эффекта.

В последние годы художник постоянно возвращается в своих работах к романтике «чужих» краев (о. Сахалин), их суровых и необъятных просторов. Он старается найти, увидеть и передать красоту первозданной природы.

На выставке можно легко обнаружить и почувствовать, что макаровские дальневосточные образы природы проникнуты возвышенной трактовкой древних гор, скал, моря, неба. Они кажутся у него свободными и независимыми, и полет чаек, которых часто повторяет художник, еще больше подчеркивает это впечатление. Заметно выделяются пейзажи, выполненные в технике цветной автолитографии. В них тон и цвет намного контрастнее, напряженнее, сами листы выглядят ярче, пронзительнее, а сама природа предстает еще более суровой и строгой.

В смешанной технике, которая в своей изобразительной основе тяготеет к живописи, мы чувствуем выход в глубину, в ней больше пространства, воздуха. Не случайно в экспозиции можно увидеть и работы, выполненные на холсте. Видимо, поэтому на афише юбилейной выставки рядом с графикой стоит живопись.

Художник еще молод, впереди предстоит еще много сделать. Возможно, будет совершенствоваться и усложняться язык, появится необходимость философски осмыслить свое представление о жизни природы и человека, их противоречивых взаимосвязях и многое другое. Поживем — увидим.

И пожелаем ему художественных озарений и бесконечных творческих открытий.

Г. С. ЛУБЫШЕВ. искусствовед

Поговорили.

Радостная встреча.

Портрет А. Н. Либерова.

Воздушный змей.

Пора сенокосная.

Радуга.

Лодки на берегу.

Полдень. В скалах.

Последний луч.

Серый день.

Сухое дерево.

Тихий вечер на Бахуре.

Сахалинский пейзаж.

Штормит.

Мертвый лес.

Кафедральный собор.

К вечеру.

Тихая заводь.

Егор на Сахалине.

Утро в устье Пугачевой.

Старые ворота.

Случай на Сахалине.

Портрет Н. Я. Третьякова.

Встреча в Приморье.

КАТАЛОГ

1974 г.
По тревоге. Б., кар. 43×60,5
Портрет. Б., кар. 28×22
Однополчанин. Б., кар. 39×28

1975 г.
Портрет солдата. Б., кар. 69×46
Привал. Б., кар. 48×68
Воспоминания. (Портрет Б. Г. Шаронова.) Б., кар. 68×52
Автопортрет. Б., кар. 36×30

1977 г.
Пейзаж. Б., кар., бел. 42×46
Лоцман Чалкин. Б., соус. 42×62
Пристань Мужи. Б., офорт, лавис. 11,5×13.5
Автопортрет в Челюскинской. Б., акв., сухая игла. 47,5×36,5
Памяти В. Хара. Б., кар. 66×35
Аборигенка. Б., уголь 48×35
Над Иртышом. Б., литогр., триптих 56×93

1978 г.
У сливного причала. Б., кар. 60×40
Праздник. Б., кар. 56×30

1979 г.
Атака. Б., кар. 66×46
Женский портрет. Б., уголь 44×36
Обнаженная сидящая. Б., уголь 62×54
Старые ворота. Б., литограф. 38,5×45

1980 г.
Серия «Лето». Цв. автолитография:
«Радуга». 41×50
«Пора сенокосная». 51×36
«Воздушный змей». 40,5×52 «Лето». 50,5×36

1981 г.
Серия «Сибирские мотивы». Цв. автолитография:
«Поговорили». 48,5×36
Радостная встреча. 48×33,5
Обрыв. 50×35,5
Дорога в Надым. 51×36,5
Омский порт. 52,5×35,5
Над Иртышом. 51,5×36,5
Беседа. 48×35
Фото на память. 50,5×35

1983 г.
Портреты омских художников (Б., ретушь, белила. 60×40):
А. Н. Либерова
Н. Я. Третьякова
Г. П. Кичигина

1984 г.
Осенний натюрморт. Б., литогр. 49,5×32
Отражение в полдень. Б., литогр. 41×34
Максимка. Б., цв. литогр. 42×35,5
Серия «Речники». Цв. автолитография:
Ночная вахта. 47×37
Юнга. 47,5×37
Старый лоцман. 49×38

1985 г.
Андреевские камни. Б., цв., кар. 41×56
Профиль. Б., кар. 48×36
Портрет И. Ярыша. Б., кар. 41×57
Залив Мордвинова. Б., акв. 45×58
Мыс Тихий. Б., кар. 42×56

1986 г.
Лопухи Сахалина. Б., см. техн. 50×65
Случай на Сахалине. Б., см. техн. 40×53
Саша Темерев рисует. Б., см. техн. 41×52
Лодки на берегу. Б., см. техн. 44×58
Туманный день. Б., см. техн. 62×42
Бухта Анна. Б., см. техн. 46×60
Доты. Б., см. техн. 50×60
Вечером. Б., см. техн. 50×60
В поход. Б., см. техн. 50×70
Маяк в бухте Анна. Б., см. техн. 50×80
Возвращение. Б., см. техн. 55×70
У Охотского моря. X., темп. 55×70

1987 г.
Чайки. Б., см. техн. 55×70
Лесник Кузькин. Б., см. техн. 46×71
Егор на Сахалине. Б., см. техн. 52×71
Автопортрет на Сахалине. Б., см. техн. 52×70

1988 г.
Серия «По Дальнему Востоку». Цв. автолитография:
Полдень в скалах. 40×53
Сахалинские камни. 38×58
Встреча в Приморье. 41×52
Последний луч. 38×52
После шторма. 38×53,5
Пустая комната. Б., автолитогр. 26,5×38
Испорченная работа. I. II. Б., цв. автолитогр. 26,5×38
Композиция с шаром. I. II. III. Б., цв. литогр. 38×25,5
У зеркала. Б., сепия. 80×58
После ванны. Б., сепия. 75×50
Набросок. Б., сангина. 45×45
Обнаженная. Б., сепия. 75×55
Стоящая. Б., сепия. 60×40

1990 г.
Расчесывает волосы. Б., сепия 72×40
Серия «Из истории Омска». Б., акв., пастель, цв. кар., белила.
Тарские ворота. 52×40
Воскресенский собор. 52×40
Ильинская церковь. 52×40
Гауптвахта. 52×40
Серафимо-Алексеевская часовня.
Кафедральный собор.

1991 г.
Серия «Сахалинские мотивы». Б., акв., пастель, белила, кар.
Пейзаж с луной. 50×80
Мертвый лес. 55×70
Метаморфозы. 50×60
Беседа о пришельцах. 55х70
Шторм надвигается. 60×80
Сахалинский пейзаж. 50×80
На берегу. 65×50
Тихая заводь. 55×74
Татарский пролив. 50×65
Сухое дерево. 52×60
Штормит. 55×70
Серый день. 55×60
К вечеру. 52×60
Закат в Тарском проливе. 50×60

1992 г.
Стерегущий. X., темп. 55×70
Радуга. X., темп. 55×70
Дерево вечером. X., темп. 55×70
Каменный балаган. Б., см. техн. 55×70
Рассвет на Бахуре. Б., см. техн. 50×65
Лов горбуши. Б., см. техн. 50×60
Дорога на Бахуру. Б., см. техн. 55×70
Портрет жены. Б., см. техн. 55×70
Вспоминая Сахалин. X., темп., 60×80
Машенька. Б., см. техн. 50×70
Декабрь в Венгрии. X., темп. 60×75
Дальневосточный натюрморт. X., темп. 70×90
Натюрморт. X.. темп. 55×70

УЧАСТИЕ НА ВЫСТАВКАХ

С 1974 г. Все областные выставки в Омске.

1975 г. IV зональная выставка «Сибирь». Томск.

1976 г. Республиканская выставка «Молодость России». Москва.

1977 г. Групповая выставка «Иртыш-река сибирская». Омск.

1978 г. II зональная выставка «Молодые художники Сибири». Омск.

1979 г. Всесоюзная выставка «Голубые дороги Родины». Ленинград. Республиканская выставка «Мы строим БАМ». Улан-Удэ. II республиканская выставка эстампа. Ростов-на-Дону. Молодые художники Омска. Новосибирск.

1980 г. V зональная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул.

1981 г. IV всесоюзная выставка эстампа. Москва. Республиканская выставка «По родной стране». Москва.

1982 г. Всесоюзная выставка «Молодость страны». Москва.

1984 г. III республиканская выставка эстампа. Уфа. «Омская земля». Москва, Ленинград.

1985 г. VI зональная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово.

1986 г. Выставка омских художников в Центральном доме работников искусства. Москва. Групповая выставка. (Г. С. Катилло, А. А. Темерев, И. Ярыш). Омск.

1987 г. Выставка омских художников-графиков в Венгрии. Будапешт. Всесоюзная выставка «Молодость страны». Москва. Республиканская выставка «Молодость России». Москва. Республиканская выставка «Художники и время». Москва.

1989 г. VII всесоюзная выставка эстампа. Тбилиси. Республиканская выставка эстампа. Ленинград.

1990 г. Групповая выставка графики (Г. С. Катилло. А. А. Темерев, И. Ярыш). Южно-Сахалинск.

1991 г. VII зональная выставка «Сибирь». Красноярск. Групповая выставка (Г. С. Катилло, Р. В. Нуриев). Омск.

1992 г. Персональная выставка. Омск.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

11 августа 1952 г. Родился в с. Бердниково.

1969 г. Окончил среднюю школу.

1969-1974 гг. Учеба в Омском педагогическом институте на художественно- графическом факультете.

1974-1975 гг. Служба в рядах СА.

1976-1982 гг. Работа художником- оформителем в Омском творческо-производственном комбинате Художественного фонда Российской Федерации.

1977 г. Принят в члены молодежного объединения при Омской организации СХ РСФСР.

1982 г. Принят в члены Союза художников СССР.

1985 г. Творческая поездка на Дальний Восток.

1988-1990 гг. Член правления Омской организации СХ России.

1988 г. Председатель художественного совета при ОТПК ХФ Российской Федерации.

1990 г. Творческая поездка на Сахалин.

1992 г. Персональная выставка. Омск.

Принятые сокращения:

Б., кар. — бумага, карандаш,

Б., лит. — бумага, литография,

Б., цв. автолит. — бумага, цветная автолитография,

Б., см. техн. — бумага, смешанная техника (акварель, темпера, пастель, цветной карандаш, белила).

Размеры даны в сантиметрах.

На обложке каталога: «Чайки»

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ МАКАРОВ

Каталог персональной выставки

Ответственный за выпуск Г.М. Голубецкая

Оформление и макет каталога, афиши и приглашения А. С. Макарова

Автор статьи Г. С. Лубышев

Технический редактор Н. В. Бисеров

Фоторепродукции и слайды М. М. Фрумгарца

Подписано к печати 18.05.1992. Формат 60×90 1/16. Бумага мелованная. Гарнитура журнальная рубленая. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,5. Тираж 750 экз.

Заказ N 3278.

Издательско-полиграфический комплекс «Омич». 644056, Омск, проспект Маркса. 39.

СПОНСОР ВЫСТАВКИ

РАФАИЛОВ Владимир Ильич

  • Назад
  • Вперёд >>
  • Александр Макаров
  • English version
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы