А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте — Страница 16

13 февраля 2023 | 5:11

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте

Страница 16 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ
Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте

В политехническом институте сложился определенный положительный опыт организации и проведения ОПП в тесной связи с Всесоюзным ленинским зачетом. Это позволяет на деле добиться органического соединения изучения студентами марксистско-ленинской теории, социальных вопросов специальных дисциплин с их практическим участием в общественно-политической деятельности.

Мы рассматриваем ОПП не в качестве самоцели; а как средство повышения успеваемости студентов, развития

НИРС, углубления и совершенствования всех направлений общественно-полезной деятельности, в целом — всестороннего развития личности студента — будущего советского инженера. И, естественно, главное внимание уделяется решению непосредственно целевых задач практики — овладению каждым студентом необходимых знаний и навыков организаторской и общественно-политической работы в производственном коллективе.

В институте разработано и внедрено новое Положение об общественно-политической практике студентов, включающее в себя материалы для студентов и актива института. Выработана система ОПП, в которой определены главные (целевые) задачи практик по каждому курсу, предусмотрены формы вооружения студентов теоретическими основами общественно-политической работы в вузе и трудовом коллективе, пути применения знаний и выработки навыков общественной работы, установлены формы обучения и отчетности, закреплены ответственные за организацию и проведение ОПП.

По основным направлениям ОПП включает в себя:

  • агитационно-пропагандистский блок;
  • организаторский блок;
  • организационно-воспитательный блок.

Основные элементы ОПП выделяются во всех сферах учебно-воспитательного процесса:

  • в учебном процессе, особенно по линии кафедр общественных наук;
  • в производственной практике;
  • в преподавании спецдисциплин;
  • в НИРСе;
  • по линии трудового семестра и вневузовской общественно-полезной деятельности;
  • в сфере формирования, удовлетворения и развития мировоззренческих, художественно-эстетических и др. интересов и потребностей студентов (факультативные формы);
  • по линии деятельности всех общественных организаций (институт общественных поручений и студенческое самоуправление).

Предусмотрены такие формы прохождения студентами ОПП; обязательная, факультативная и общественная.

По уровню проведения ОПП делится на теоретическую и практическую части.

В институте сложилась довольно стройная система организации и управления ОПП. Ее основные звенья: совет института по ОПП, факультетские комиссии по ОПП, ответственные за этот участок работы по линии парткома, комитета ВЛКСМ, профкома, кафедр, деканатов и др. подразделений. Имеющийся опыт разработки и внедрения ОПП, углубления ее содержания убедительно доказывает, что новая система становится неотъемлемой частью комплексного подхода к коммунистическому воспитанию студентов.

Действующая в нашем институте система ОПП обеспечивает прохождение большинством студентов школы подготовки и реального участия в общественной деятельности.

Приведем лишь некоторые обобщенные итоги и результаты ОПП. Успеваемость по общественным наукам, являющимися теоретическим фундаментом ОПП, по итогам летней экзаменационной сессии 1978/79 учебного года составила 98%. Фактически каждый студент выполняет 1—2 реферата- доклада в процессе изучения соответствующей социально- экономической дисциплины. Традиционными стали олимпиады по философии, политэкономии и научному коммунизму, в которых принимает участие до тысячи студентов. В рамках вузовского тура VIII Всесоюзного конкурса студенческих работ по общественным наукам мы добились 100% охвата студентов и привлечения всех преподавателей-общественников к этой работе.

В институте вырос многотысячный отряд студентов-активистов комсомольских, профсоюзных, спортивных и др. общественных организаций. Вузовский выборный актив по линии всех общественных организаций превышает 3 тыс. студентов, 2/3 политехников имеют общественные поручения. Свыше 600 человек является слушателями ФОП и ШМЛ. В трудовом семестре 1979 года приняло участие 2 тыс. студентов. Более 5 тысяч раз прозвучало живое лекторское слово студентов во время 3-го трудового семестра, агитпохода студентов, в период производственной практики.

В десятках коллективов художественной самодеятельности развивают свои таланты 1250 человек. Сотни студентов увлеченно занимаются в клубах и объединениях по интересам, в секциях ДОСААФ, посещают лекторий «Мир сегодня».

В целом общественно-организаторской, лекционно-пропагандистской, культурно-просветительной, общественно-трудовой деятельностью занято такое число студентов, которое в

3-4 раза превышает наличный контингент студентов. А это значит, что в среднем каждый студент принимает участие в 3—4 формах общественно-полезной деятельности. Это конкретные, живые дела, непосредственные направления и формы ОПП и ленинского зачета.

Мы остановились более подробно на этой стороне дела потому, что конкретная общественно-политическая, организаторская работа студентов — основа, живой нерв ОПП. Однако, ни количественные, и тем более ни качественные показатели участия в ОПП нас пока не удовлетворяют. На сегодняшний день нередко встречаешься с фактами отрыва ОПП от деятельности вузовских подразделений: кафедр, общественных организаций, а в ряде случаев и вузовского комсомола. Получается, что ОПП — сама по себе, а общественная жизнь в вузе — сама по себе. Немалая часть студентов и некоторые преподаватели не проявляют энтузиазма и ответственного отношения к такому живому делу, как ОПП, не видят непосредственной связи ОПП со своей деятельностью.

Не добились мы пока еще четкого взаимодействия в этой работе кафедр, деканатов, партийной и комсомольской организаций. Вузовский актив и организаторы ОПП не овладели еще методикой ее проведения. Немало встает и других вопросов.

Проведение ОПП, особенно ее заключительного этапа,— общественно-политической аттестации, породило в вузах целый «веер» документов: общественные аттестационные книжки, учетные карточки, характеристики, журналы рапорта и многое другое. В вузах продолжается поиск документальной основы ОПП. К сожалению, не всегда творческий, порой — подражательный. Конечно, сложность учета и оценки по ОПП заключена в ее многомерности, в том, что различные направления и формы ОПП вплетены во все спектры учебно-воспитательного процесса. При этом важно учесть не только количественные, но и качественные показатели прохождения студентом ОПП: его отношение к различным сторонам деятельности, ценностные ориентации, инициативу, творчество, соотношение ценностных ориентаций и результатов самой деятельности.

Все более остро встает вопрос: где, в каком документе отражать ход и результаты ОПП? Нам представляется, что самой жизнью в студенческий матрикул внесен своеобразный гражданский экзамен на общественно-политическую зрелость студента — зачет по умению убеждать. Документ у студента должен быть единым и сполна отражать процесс профессиональной подготовки и гражданского общественно- политического становления будущего специалиста. В зачетной книжке студента (а она разработана и утверждена более четырех десятилетий назад) найдется место для зачета по результатам изучения спецкурсов по основам организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе и выполнение общественно-политического раздела производственной практики, вполне поддающихся учету традиционными формами контроля за учебной деятельностью.

Комплексная оценка итогов ОПП по результатам аттестации также должна быть отражена в основном документе студента — в его зачетной книжке.

В целях повышения эффективности ОПП, усиления межвузовской координации этой работой целесообразно создание постоянно действующего семинара по ОПП на базе одного из вузов города, а в перспективе — межвузовской кафедры по теоретическим и методическим проблемам ОПП.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы