А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы — Страница 12

15 февраля 2023 | 12:02

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы

Страница 12 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.А. А. САМОХИН — ОВИ
Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы

Составной частью общественно-политической практики и важнейшей активной формой приобретения знания и навыков общественно-политической работы являются факультеты общественных профессий (ФОП) и школы молодого лектора (ШМЛ).

Их назначение — помочь студентам во время учебы овладеть второй (общественной) профессией с учетом личных наклонностей и специфики учебного заведения.

Особенностью Омского ветеринарного института является то, что контингент студентов на 70% составляют выходцы из сельской местности и в большинстве из семей рабочих совхозов и колхозников. Как правило, все они после окончания института направляются в совхозы, колхозы и другие сельскохозяйственные организации и предприятия, пополняя отряд сельской интеллигенции, где знание 2-й общественной профессии имеет особую ценность. Все это не могло не учитываться при создании и организации работы ФОП и ШМЛ нашего института.

В ветеринарном институте ФОП был создан в 1963 году, одним из первых среди Омских вузов. Школа молодого лектора создана в 1967 г.

Длительное время эти две общественные организации работали самостоятельно. В 1977 году ШМЛ вошла в состав ФОП на правах лекторского отделения. Мы считаем, что в условиях нашего небольшого института это объединение правильное.

В 1978—1979 учебном году факультет общественных профессий сделал 15-й выпуск специалистов-общественников. Всего за время своего существования факультет подготовил 828 специалистов-общественников.

Из года в год развивается ФОП, растет его популярность в студенческом коллективе. Он стал активной притягательной силой молодежи. От нескольких десятков слушателей в год организации факультета до 525 в текущем году выросла численность слушателей его отделений, что составляет 30% от общего числа студентов дневного отделения.

Довольно быстро растет выпуск факультета. Если первый выпуск составил всего 6 специалистов-общественников, то в 1970 году — 40, в 1975 году — 66, в 1979 году ФОП окончило 249 студентов с присвоением им общественной квалификации с выдачей соответствующего удостоверения.

В числе окончивших факультет:

  • лекторов-общественников — 50;
  • судей по спорту и тренеров-общественников — 170;
  • руководителей кружков художественной самодеятельности — 24;
  • художников-оформителей — 6.

В настоящее время на факультете работают 4 отделения с 15-ю специализациями, в том числе:

Спортивное отделение по подготовке судей по спорту и тренеров-общественников с контингентом — 190 слушателей.

Изостудия с контингентом — 15 слушателей.

Отделение художественной самодеятельности по подготовке руководителей кружков и коллектива художественной самодеятельности по 7 жанрам (драма, ВИА, вокал, духовой музыки, хор, агитбригада, танцевальный) с контингентом более 200 слушателей.

Лекторское отделение (ШМЛ) по подготовке лекторов-общественников с 5-ю секциями (экономическая, биологическая, эстетическая, экологии, политики и проблем человека) с контингентом — 120 слушателей.

Работу лекторского отделения курируют кафедры общественных наук, а спортивного — спортклуб.

Работа отделений и секций ФОП не носит чисто академический характер. Изучение теоретических вопросов тесно связано со спортивной, пропагандистской и просветительской деятельностью в коллективе студентов и за его пределами.

Так, слушатели спортивного отделения привлекаются кафедрой физвоспитания и спортклубом к организации и судейству проводимых спортивных соревнований, к руководству спортивными секциями в подшефной школе и детских спортивных секций микрорайона при спортзале института.

Активной творческой деятельностью живет коллектив изостудии, руководимый художником института. Кроме предусмотренных программой занятий по рисунку, живописи, композиции, большое внимание уделяется эстетическому воспитанию студентов, развитию художественного вкуса. Студенты участвуют в оформлении института и студенческих общежитий, оформляют выставки.

Так как в нашем институте нет студенческого клуба, то все коллективы художественной самодеятельности являются базой отделения руководителей кружков и коллектива художественной самодеятельности. ФОП стремится выработать не только профессиональное мастерство и практические навыки по методике организации клубной работы, но и ведет большую работу по эстетическому воспитанию, привлекает студентов к активному участию в художественной самодеятельности, к просветительной работе среди студентов и трудящихся города и села.

Только в 1979 году коллективами художественной самодеятельности проведено 35 концертов в колхозах и совхозах Омской области и 33 концерта в рабочих коллективах города Омска.

Агитбригада института ежегодно в период посевных и уборочных работ выезжает в сельские районы. Они были гостями тружеников Тарского, Седельниковского, Тюкалинского, Любинского, Исилькульского и др. районов. Ее связь с селом отмечена многими Почетными грамотами райкомов КПСС и ВЛКСМ.

Слушатели лекторского отделения в течение 2-х летнего срока обучения получают достаточные знания по методике лекторского мастерства и организации лекторской работы. Вместе с тем они привлекаются к проведению лекций и бесед в студенческих группах, в общественно-политических клубах общежитий, в школах.

Лекторское отделение является базой для привлечения значительной части студентов к активной пропагандистской работе на селе в период производственных практик и в составе студенческих строительных отрядов. В 1978 году, например, в колхозах и совхозах по месту прохождения практики и дислокации ССО прочитано 995 лекций и проведено 1013 бесед. В 1979 году прочитано 884 лекции и проведено 1458 бесед.

Такая связь ФОП и его отделений с практической общественно-политической работой в массах студенчества и трудящихся вырабатывает у слушателей чувство личной и коллективной ответственности за проводимые мероприятия, за выполнение порученного дела, необходимости внести свой вклад в дело коммунистического воспитания трудящихся.

Развивая и совершенствуя работу ФОП, ректорат, партком видит в нем положительные черты внутривузовского значения. Он является важным средством коммунистического воспитания.

Занятия на отделениях ФОП, с одной стороны, развивают творческие способности студентов, прививают им эстетические, нравственные и этические качества социалистического образа жизни. С другой стороны, целенаправленнее, с учетом личных интересов используется свободное время студентов, что имеет немаловажное значение по предупреждению аморальных явлении и правонарушений. Нет ничего хуже, когда свободное время молодого человека используется стихийно.

Общее руководство работой факультета общественных профессий осуществляет специально созданный совет ФОП, утвержденный приказом ректора но представлению общественных организации. Приказом ректора назначаются декан и руководители ФОП.

Занятия на факультете проводятся в установленные дни. Они состоят из лекционных курсов, семинаров и практических занятий. Каждый учебный год на факультете проводятся общеинститутские собрания и вечера слушателей, где в торжественной обстановке ректор института вручает выпускникам специальные удостоверения с присвоением соответствующей общественной профессии.

ФОП постоянно находится в поле зрения ректората, партийной и комсомольских организаций института. Вопросы о работе факультета и его отделений обсуждаются на заседаниях совета института и парткома. Для оказания организаторской и другой помощи отделениям и секциям ФОП партком утвердил кураторов из числа преподавателей, в прошлом окончивших ФОП, которые работают в тесной связи с руководителями отделений, членами Совета ФОП и студенческими общественными организациями.

Во многих областях Сибири, Дальнего Востока и Казахстана работают выпускники ФОП ветеринарного института.

Чтобы лучше оценить эффективность работы ФОП был проведен анкетный опрос выпускников факультета и руководителей партийных и комсомольских организаций, где работают выпускники. Ответы показали, что значительное число выпускников института успешно работает как по своей специальности, так и по общественной профессии, активно участвует в общественно-политической жизни коллектива — работают лекторами, пропагандистами политического и экономического образования, руководителями и участниками кружков художественной самодеятельности, тренерами спортивных секций.

Факультеты общественных профессий в вузах имеют более чем 15-летнюю историю. За это время они показали свою значимость и перспективность. Теперь речь должна идти о том, как эффективнее использовать их в развитии творческой активности будущих специалистов.

А между тем ФОП пока еще не получил юридического признания как учебно-воспитательное подразделение высших учебных заведений. Не имеют штатных преподавателей, не финансируются.

Для дальнейшего упрочения и повышения роли ФОП в вузах необходимо:

  1. Признать юридически статус факультетов общественных профессий, как учебно-воспитательных подразделений вузов и закрепить это уставом школы.
  2. Централизованно установить штат руководителей отделений и преподавателей ФОП.
  3. Решить вопрос о создании в г. Омске специализированного магазина, подобно тому, какой существует для системы народного образования, для снабжения вузов по безналичному расчету музыкальными инструментами, материалами, спортивной формой и спортивным инвентарем и т. п.
  4. Ректоратам, парткомам, комитетам ВЛКСМ вузов полнее использовать ФОП как важнейшее подразделение в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании студенческой молодежи, в приобретении ими навыков общественно-политической работы в коллективах трудящихся.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы