Родные просторы глазами художника

15 марта 2023 | 21:48

Публицистика Проза Публицистика Родные просторы глазами художника

Родные просторы глазами художника

ЖИВОПИСНЫЕ РАБОТЫ мастера-сибиряка хранятся во многих музеях и частных коллекциях России, Англии, Франции, Германии, Японии, США. Персональная выставка А. Ф. Таболина в Доме художника в Омске.

Андрею Фроловичу ТАБОЛИНУ- 70 лет

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

г. ОМСК 1998 год

Жизненный и творческий путь Андрея Фроловича Таболина неразрывно связан с суровым и прекрасным сибирским краем. Более половины жизненного пути художник посвятил творческой работе с кистью и красками, и свой 70-летний юбилей он встречает у мольберта.

ЖИВОПИСНЫЕ РАБОТЫ мастера-сибиряка хранятся во многих музеях и частных коллекциях России, Англии, Франции, Германии, Японии, США — в более полутора десятка стран. Особенно много — более тысячи — работ художник бескорыстно передал в дар детям, студентам и воинам. Его картины украшают интерьеры семи детских домов Омской области, ГПТУ № 47, библиотечного техникума, медицинского колледжа, детской художественной школы Центрального округа Омска, Лузинского Дома культуры, местного воинского подразделения, МСЧ, детского дома и школы в родном Артыне.

Как правило, каждый из щедрых даров живописца составляет до полусотни полотен и акварельных листов, а потому в городе и области ныне действуют восемь мини-музеев А. Ф. Таболина.

Об участии его в местных и республиканских выставках рассказывают многочисленные каталоги. Было организовано немало и персональных выставок художника. Последняя из них состоялась в минувшем году в картинной галерее «Русь» Лузинского Дома культуры под эгидой ОАО «Омский бекон», с которым Андрея Фроловича связывает многолетняя творческая дружба.

В связи с 70-летием со дня рождения художника персональная выставка А. Ф. Таболина открывается в Доме художника в Омске.

На ней представлено около 150 произведений юбиляра, выполненных в разные годы акварелью, пастелью и маслом. Эти работы создавались в течение последних 30 лет, хотя их автор начал работать творчески еще в годы войны, будучи студентом Нижне-Тагильского художественно-промышленного училища. После обязательных уроков резьбы по дереву и камню, чеканки и мозаики он с карманным этюдникам и акварельными красками уединялся среди гористой природы Урала — в распадках, поросших хвойным лесом.

МОЖЕТ БЫТЬ, так вот плавно и шел бы процесс становления художника Андрея Таболина, если бы не резкий поворот его жизненной судьбы.

В послевоенные годы по комсомольскому набору его направляют на учебу в высшее военно-морское училище в городе на Неве. Пять лет кропотливо изучал он премудрости флотской службы и сложнейшее техническое оснащение современных подводных лодок. Потом была трудная, но почетная служба замполитом в плавсоставе Балтийского и Северного флотов. В числе первопроходцев на могучей атомной субмарине- ракетоносце без всплытия на поверхность Ледовитого океана довелось ему преодолеть трудный путь подо льдами от Мурманска до Чукотки.

Служба службой, но и из ее жесткого распорядка Андрею Фроловичу удается порой выкраивать время для занятий любимым делом — живописью и графикой. Художники-маринисты с погонами военных моряков успевают организовывать еще и свои групповые и персональные выставки. На одной из них акварель Таболина «Морской пейзаж» заинтересовала работников Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге, теперь эта работа хранится во всемирно известном здании на Стрелке Васильевского острова, возле Ростральной колонны.

После ухода в запас в звании капитана второго ранга Андрей Фролович выбрал Омск местом постоянного своего жительства. Ведь он и родился вблизи нашего сибирского города — в селе Артын, расположенном в живописном месте на берегу Иртыша. Детство его прошло без отца, в семье деда-крестьянина, увлечением которого была резьба по дереву. Так деревенский мастер-умелые руки Иван Федорович Недогоненко открыл босоногому внучонку окно в мир прекрасного. Художественные наклонности парнишки заметили и в местной средней школе, учителя которой сделали все, чтобы миром собрать парнишку на учебу в Нижний Тагил.

ТРИ ДЕСЯТКА ЛЕТ Андрей Фролович трудился в художественных мастерских Омского отделения Художественного фонда России. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он постоянно обеспечивал творческими заказами и художников-профессионалов, и художников-оформителей, нередко и сам включался в работу по выполнению срочных заказов. Работы Таболина и его собратьев по кисти украшали площади и здания города, хотя на них не принято было оставлять автографы исполнителей.

Желание учиться, повышать свое мастерство никогда не оставляло художника. С курсантскими погонами на плечах он четыре года посещал студию художника-графика А. Ушина — ученика известного мастера В. Фаворского.
В программе этой студии было обязательным изучение мировых и отечественных шедевров изобразительного искусства, хранящихся в Эрмитаже и в Русском музее. Правда, учеба на художественно-графическом факультете Омского пединститута не много дала уже сложившемуся мастеру, но Андрей Фролович тепло вспоминает те три года учебы, что прошли на творческой даче в Паланге, вблизи Таллина, где руководителем курсов был московский акварелист А. Н. Пилар.

У этого мастера-акварелиста, кстати сказать, Таболин учился вместе со Станиславом Беловым, представителем широко известной в нашем городе семейной династии художников. Уже после первого года учебы Александр Николаевич Пилар дает сибиряку блестящую характеристику для вступления в члены Союза художников России, которой Андрей Фролович не воспользовался и по настоящее время. Учитель верно подметил у своего ученика тяготение к поэтичности и индивидуальному прочтению — своими глазами — природного мотива. А это уже — несомненный дар Божий!

Будни художника-оформителя оставляли для творчества лишь выходные дни да время отпусков. Не благоприятствовали творчеству и семейные обстоятельства — погиб на шахте сын, трагически скончалась дочь. Внучки Женя и Наташа воспитывались в семье Андрея Фроловича, помогали деду и бабушке, Надежде Егоровне, пережить горе, видеть смысл в жизни и работе.

РАБОТЫ ХУДОЖНИКА А. Ф. Таболина, экспонировавшиеся на выставках, щедро подаренные детям и еще хранящиеся в запасниках его мастерской, позволяют утверждать, что самой большой и по-настоящему ценной «школой» была для него природа родной России. Географический охват его работ в принципе не так уж и обширен — Сибирь, Урал, Алтай, Север, но живописец любит возвращаться к старым мотивам, каждый раз находя в них новое очарование и ту тайну, над разгадкой которой бьется уже не одно поколение художников-пейзажистов.

И работал Андрей Фролович чаще всего не на показ, не ради похвал и наград, а для самовыражения души и сердца. «Живопись — неистребимая потребность моей души, — говорит он. — Отнять у меня кисть и бумагу — все равно, что отнять жизнь».

Андрею Таболину более всего удаются пейзажи-настроения.

И как-то само собой получается, что он с детства неустанно ищет и находит едва уловимые переходные оттенки состояний в природе. Глобальных задач он перед собой не ставит, не истязает себя негативами современности, а создает тихие вневременные мелодии родной природы, воспевая ее постоянно меняющийся облик. Таковы его работы «Пасмурный день», 1963 г., «Речка Иорач», 1969 г., «Вечереет», 1976 г. и многие другие.

Камерный лирический пейзаж — основная тема творчества художника, хотя в рассказах кистью о суровой природе Севера, о древних горах Урала невозможно избежать эпического начала. Это мы видим в работах «С боевого задания», 1997 г., «Северный Урал», 1968 г. Живописец в своей работе использует принцип непосредственного изображения окружающего мира. Его весенние пейзажи полны предчувствия радости жизни, пробуждения и ликования природы («Ива цветет», 1992 г., «Мартовское солнце», 1990 г.) В картинах осени прочитывается тоска и грусть, чувство утраты, несмотря на яркость красок палитры («Осень в горах», 1970 г., «Поздняя осень», 1972 г., «Осень», 1984 г.), а зимние пейзажи полны праздничного жизнеутверждения («Зима в деревне», 1998 г., «Зима», 1992 г.).

ГОДЫ НЕУСТАННОГО творческого труда внесли в профессиональную копилку художника немало личных секретов. Есть у Андрея Фроловича излюбленная серебристо-серая гамма красок, а пишет он, как правило, на сырой бумаге. При такой технике исполнения, как объясняет сам мастер, «краска движется большой массой, мягко перетекая из одного цвета в другой, сглаживая очертания изображаемого, а потому природа, заключенная в акварели, живет и дышит».

Художник-живописец А. Ф. Таболин и в свои 70 лет, несмотря на недуги, деятелен и творчески активен. Краски, кисти, бумага, холст, рамки и подрамники — непременные атрибуты его повседневной жизни. Жизни художника по призванию души. А потому друзья, коллеги, зрители — все почитатели незаурядного таланта самобытного художника вправе ждать от него новых ярких работ, которые будут экспонироваться на новых персональных выставках.

Нина ТУРЕНИНА, искусствовед.
Редактор Е. Шелемин.

Акцтонерное Общество ОМСКИЙ БЕКОН

КРУПНЕЙШИЙ В РОССИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ свинины

АО «Омский бекон» — признанный лидер из существующих ныне в России свиноводческих комплексов и самый крупный в стране производитель свинины.

Широкое внедрение самых передовых технологий позволяет удерживать лидирующие позиции в отрасли. Общество постоянно ведет селекционную работу, направленную на получение высокопроизводительных гибридных свиней. Качество мяса, произведенного обществом, известно в большинстве регионов азиатской части России, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Урале.

Построенный в 1997 г. мясоперерабатывающий цех с использованием новейших технологий выпускает колбасную и деликатесную продукцию высокого качества. Потребители уже по достоинству смогли оценить продукцию, реализуемую через сеть фирменных магазинов. Широкий ассортимент, низкие цены и высокое качество — именно это привлекает покупателей со всех районов города в наши магазины.

АО «Омский бекон» приглашает вас к взаимовыгодному сотрудничеству.

Выбирая нас, вы приобретаете надежного партнера.

Контактные телефоны:

(3812)24-31-77 — приемная ген. директора
(3812)23-48-20 — коммерческий отдел
(3812)94-10-00 — торговый отдел
(3812)94-11-40 — диспетчерская
факс(3812)24-32-20

ИПП «Омский дом печати». 1998 г. 3. 2141. Т. 200.

На боевое задание. X., м.

Морские охотники. X., м.

Весна. X., м.

Осенняя пашня. X., м.

Конец зимы. X., м.

Мартовский день. X., м.

Вечереет. Акварель.

Речка Тара. Акварель.

В предгорьях Ала-Тау. Акварель.