Ожигова Татьяна Анатольевна Заслуженная артистка РСФСР

12 февраля 2023 | 3:37

Публицистика Проза Публицистика Ожигова Татьяна Анатольевна Заслуженная артистка РСФСР

Ожигова Татьяна Анатольевна Заслуженная артистка РСФСР

Буклет Заслуженная артистка РСФСР лауреат Государственной премии имени К. С. Станиславского Татьяна Анатольевна ОжиговаБУКЛЕТ

Заслуженная артистка РСФСР
лауреат Государственной премии имени К. С. Станиславского
Татьяна Анатольевна Ожигова

Омский государственный драматический театр
ордена Трудового Красного Знамени

 

Восемь лет назад судьба привела Татьяну Ожигову в Омск. Ее работа в нашем театре началась бурно: с вводов на роли Джесси в «Русском вопросе» Симонова и Роксаны в «Сирано де Бержераке» Ростана, с Арманд в «Платке Мольера» К. Гуцкова и яркой, броской Альдонсы в «Человеке из Ламанчи» Вассермана.

Первые шаги актрисы в новом театре оценивали не единодушно: кто-то принимал ее, кто-то не принимал. Но вот режиссер Артур Хайкин поставил спектакль «С вечера до полудня». В нем Ожигова сыграла Нину, дочь писателя Жаркова, одинокую женщину со сложной биографией, очень сильную и чистую. И когда наш театр в семьдесят четвертом году гастролировал в Москве, на один из спектаклей пришел автор пьесы Виктор Сергеевич Розов. Он встретился с актерами и сказал: «Многое, о чем я писал, считаю трудно воплотимым. Например, я не предполагал, как может исполнительница роли Нины справиться с ночной сценой — объяснением с Левой. Но Ожигова сыграла ее так, как я хотел».

На московских гастролях Татьяну заметили ведущие критики страны. Газета «Труд» отмечала: «Наиболее разнообразно выступила в спектаклях Т. Ожигова. Актриса, тяготеющая к трагедийным характерам, она открывает в своих героинях неумолимое желание перемен, их трудное движение к счастью».

Надо сказать, что за год до третьей поездки нашего театра в Москву 29-летняя Татьяна стала лауреатом Государственной премии РСФСР — за исполнение роли Полинки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова. И где бы потом мы ни показывали этот спектакль: у себя дома или на гастролях — в Риге и Вильнюсе, Уфе и Горьком, Тюмени и Харькове, работу Ожиговой высоко оценивал зрительный зал. «Актриса сразу завоевывает его полное доверие,— писала газета «Горьковский рабочий»,-и в том, как выстраивает она свою остродраматическую роль, в которой легко потерять чувство меры, есть глубина внутреннего наполнения при внешней сдержанности». А газета «Ригас Балсс» («Голос Риги») так отозвалась о молодой актрисе: «Личность мыслящая, тонко чувствующая интересует Омский театр, и Татьяна Ожигова с ее дарованием, способностью выразить сильные страсти, раскрыть характеры, нужна именно такому коллективу. Трагическая нота на современной сцене звучит не часто… Татьяна Ожигова убедила нас, что это ей по плечу. Она играла шекспировскую Клеопатру…»

В каждой роли актриса стремится выяснить — для себя и для зрителей, что теряет и что приобретает ее героиня, какие ценности — главные, а какие — наносные. И в каждой ее роли звучит тема женского счастья, желание обрести полноценную гармоническую жизнь.
«Я думаю,— говорит Ожигова,— если лишить человека творчества и любви, он не будет счастлив. Для самой любимой моей героини — Лейди из спектакля «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса творчество—возведенный ею сад, памятник отцу, и без любви, без этого первоистока жизни, наверное, ей было бы не под силу поднять этот памятник».

Татьяна играла Настю в горьковском «На дне», Машу в «Трех сестрах» Чехова; сегодняшний ее репертуар: Таня из спектакля «Моя любовь на третьем курсе» М. Шатрова, Саша в «Фантазиях Фарятьева» А. Соколовой, Елена в горьковских «Детях солнца», Абби в «Любви под вязами» Ю. О’Нила… Самая молодая в Омске заслуженная артистка РСФСР работает много и жадно, с огромной влюбленностью в свою профессию, считая, что она самая прекрасная на свете… Но, быть может, есть у Ожиговой, как и любой актрисы, сокровенные желания?

«В театре,— говорит Татьяна,— я укрепилась как актриса драматическая. Но очень хочется испытать себя и в ролях острохарактерных и комедийных».

— Самое главное в «Орфее» — это Лейди Торренс. Ее играет Т. Ожигова, создавая пластически выразительный, четкий рисунок роли. Ее Лейди стремится к добру и свободе и безбоязненно бросает вызов насильникам и убийцам… Актриса играет смело. сильно, с неуловимой грацией. Успех Т. Ожиговой определил во многом успех спектакля.

В. Вульф, переводчик Т. Уильямса

 

   

 

Цена 20 коп.
ПД 05781. Тип. «Омская правда», 1978 г. 3. 2990, т. 2000.