Монолог комсомольского работника — Страница 10
Публицистика Проза Публицистика … Осилит идущий.
… Осилит идущий. — Монолог комсомольского работника
Страница 10 из 10
***
МОНОЛОГ КОМСОМОЛЬСКОГО РАБОТНИКА
Помню, несколько лет назад начал я работу «освобожденным» замом в комитете ВЛКСМ. К этому времени, вроде бы, стаж комсомольской работы накопил большой — и комсомолией группы командовал, и в факультетское бюро входил, и в стройотрядах комиссарил, и в «Комсомольском прожекторе» членствовал. Казалась мне новая работа простым продолжением старой. Еще и легче должно быть — раньше комсомольская работа была любимым, но вторым делом, а теперь ничто не мешает развернуться… Прошла неделя, две… и мое состояние стало мне не очень нравиться. Вдруг обнаружил я, что не удается мне командовать событиями; наоборот — захлестнули они меня, и несусь я в текучке повседневных дел, обязанностей и мероприятий, не успевая притормозить и оглянуться — все ли нормально идет?
В девять утра аппаратное заседание в райкоме. Не успеваю, вернувшись в комитет, поздороваться с ребятами, как бегу на совещание кафедр общественных наук. Возвращаюсь в полпервого и сажусь расписывать мероприятия по райкомовской планерке. Минут через пятнадцать откладываю работу — пришли активисты, нужно обсудить одну идею. Обсуждение заканчивается во втором часу, надо на обед, но к трем в райком требуется справка, а она еще не готова. Заканчиваю справку, отдаю на машинку, а сам — на заседание бюро факультета. Сегодня оно проходит быстро, и в начале четвертого я уже за своим столом. Снова возвращаюсь к отложенным делам, но звонит редактор многотиражки. Я ведь, и правда, обещал к завтрашнему утру заметку в заочную школу комсорга. Набрасываю заметку — и пора проводить планерку своего сектора. Нервничаю, ряд дел, намеченных прошлой планеркой, не сделан — придется поругаться с провинившимися. Шестой час — звонок из райкома: завтра перед заседанием бюро быть с материалами по «моему» вопросу. Из соседней комнаты выглядывает секретарь — пора начинать нашу планерку «освобожденных».
…Стрелки часов сошлись на цифре восемь, и, немного одуревшие от заседания, мы решаем — пора расходиться. Я иду, глубоко вдыхая морозный воздух, и перебираю круг сегодняшних дел — это я не успел, это отложил на завтра, об этом я просто забыл. Не сделано что-то большое, важное и нужное, но что?.. Не помню.
Вот тогда, в эти первые недели, и заметил я одну черточку, характерную деталь — при встрече освобожденные комсомольские работники «хвастают» не новыми костюмами и не редкими книжками. С огромным любопытством мы осматриваем друг у друга «еженедельники», «дневники», «блокноты» и другие немудреные изделия полиграфии, помогающие хоть немного беречь время.
Я прошел все стадии, которые проходит освобожденный комсомольский работник в борьбе за время. Я завел шесть записных книжек, общий дневник и еженедельник, перекидной календарь и листочки в нагрудный карман пиджака. Теперь время улетало еще и на поиски нужной записи в этом богатом канцелярском хозяйстве. Я мужественно взялся за самохронометраж — и забросил его через неделю: резервов времени не усматривалось. Я стал приходить к семи утра или уходить из кабинета в полночь, пытаясь в эти часы, когда никого нет в комитете, подумать о перспективах. Моя любимая молодая жена начала намекать, что она меня не понимает. Я лихорадочно схватился за науку. Пособия для руководителей, оргтехника, теория управления, дизайн — наука выглядела стройной, исполнение ее рекомендаций сулило деловитость и неисчерпаемые запасы энергии, но ничего не получалось. Одно время я даже решил, что такая жизнь и есть единственно возможный стиль работы, и, не скрою, мне стало тоскливо.
Наверное, этот нервный этап проходит каждый освобожденный комсомольский работник, по крайней мере, за эти годы наблюдал его у всех своих друзей. Кое-кто так и остается рабом этого анархического стиля; как правило, он быстро сходит с орбиты освобожденной комсомольской работы. Многие в муках приобретают тот драгоценный опыт, который позволяет создать некоторый порядок в этом трудноуправляемом процессе, а многие, махнув рукой на личную жизнь, честно и натужно руководят кипящей комсомольской жизнью.
Прошедшие годы — для меня огромная школа руководства. Сколько времени, помнится, я тратил на то, чтобы подготовить справку! Сейчас мне проще, в голове как бы сам собой возникает вопросник, я сразу же вижу, как проверить выполнение данного мероприятия, какая информация может оказаться полезной, какая — не очень нужной. Кануло в Лету стремление все сделать самому — по любому направлению деятельности за эти годы подобрался энергичный, боевой актив, многократно проверенный в делах. Через полгода я сдам дела своему преемнику и перейду работать по специальности на завод. Мой преемник — отличный парень, уже год я готовлю его. Я знаю, ему будет немного легче, чем мне. Этот год скажется накоплением опыта, постепенной апробацией моего преемника во всех делах. Но и ему будет трудно: сработает закон перехода количества в качество, выполнение части моих функций не до конца знакомит его со всеми сложностями нашей работы и, естественно, многие проблемы оставляет для него открытыми.
Наверное, это неизбежный этап становления любого руководителя — «изобретение велосипедов», и все-таки за оставшееся время я хочу передать ему как можно больше идей, наблюдений, методов, выстраданных позиций.
Пожалуй, позиция, которая сформировалась у меня за эти годы,— любовь и доверие к науке управления. Те книжки, которые я разочарованно отложил в первые месяцы работы, в дальнейшем снова и снова появлялись у меня на столе. Теперь мне понятно — до них надо было дорасти. Здесь была та же самая ситуация, что и с чтением классической литературы — трижды за свою жизнь я перечитывал «Войну и мир», и трижды менялось мое восприятие этой гениальной книги. Если в школьные годы меня увлекли батальные сцены, любовь Наташи Ростовой и русский патриотизм, то сейчас я задумываюсь над законами и правилами, заставляющими людей в каждом конкретном случае поступать так, а не иначе.
Основные принципы управления, над которыми я размышлял при первом прочтении, казались банальными, самоочевидными, а значит, непреложными истинами. Потребовались годы исканий для уяснения не менее банальной истины — успех организаторской работы определяется педантичным, ежечасным, иногда подсознательным согласованием методики организации конкретных дел с общими принципами управления.
*** Нам нужны не такие люди, которые знают только букву марксизма, которые только для экзамена зазубрили его формулы, а люди, овладевшие марксистским методом и умеющие применять его в практической жизни.
М. И. Калинин
Комитет ВЛКСМ — это штаб, управляющий деятельностью семи с лишним тысяч комсомольцев. Двадцать комитетчиков, двадцать штабистов не в состоянии даже просто по разу переговорить с каждым рядовым бойцом, но обязаны в своей деятельности дойти до каждого. Этому должна подчиняться вся структура организации, и именно здесь возникает масса проблем. Решить их можно сейчас, на современном уровне, только научными методами.
Красивое словосочетание «информационный поток». Идеально отлаженная деятельность комитета ВЛКСМ предполагает четкую двустороннюю связь — оперативную информацию штаба о проблемах, настроениях, пожеланиях рядовых бойцов и четкую передачу информации сверху вниз. Я помню прошедший не так давно обмен комсомольских документов, когда четко отлаженное собеседование с каждым принесло комитету много идей и проблем. Но такое систематическое собеседование со всеми может проводиться лишь раз в несколько лет. Выборочные собеседования, посещение комсомольских собраний в группах и на потоках тоже позволяют собрать определенную информацию, но этого недостаточно.
Десять лет исполнилось нашей нештатной организации — социологической лаборатории. Ежегодно все новые энтузиасты подключаются к ее работе. Для студентов это — комсомольское поручение, получение общественной профессии, общественно-политическая практика. Для нас, комитетчиков…
Социологический анализ научных успехов «молодых ученых» вскрывает серьезные недостатки в общей организации этой деятельности. Солидная их часть за несколько лет работы не опубликовала ни одной статьи, не имеет заявок на изобретения. Решение, пусть частичное, создание под эгидой комитета ВЛКСМ конференций молодых ученых, системы конкурсов, выход в ректорат с ходатайством об издании отдельных сборников работ научной молодежи.
Таких примеров накопилось много. Целенаправленное анкетирование позволило комитету ВЛКСМ неоднократно ставить проблемы, обосновывать их актуальность и находить правильные пути их решения.
Иногда анкетные исследования позволяют решить частный, сравнительно узкий вопрос. Иногда требуют перестраивать и совершенствовать сложившиеся давно и накопившие традиции системы. Вот, например, недавно начавшаяся работа — анализ постановки эстетического воспитания в институте. В этом направлении сделано многое. Из самодеятельности вышли почти профессиональные коллективы, известные далеко за пределами города — вокально-инструментальный ансамбль «Альтаир», политический театр, ансамбль скрипачей, одна из первых в Сибири студенческих дискотек, студенты-политехники имели персональные выставки картин, награждались на конкурсах художественной фотографии и т. д. и т. п. Но не маскируют ли эти экстремальные достижения общее неблагополучие в эстетическом воспитании всех студентов? Вслед за Магнитогорским горно-металлургическим институтом мы начинаем комплексное социологическое исследование. Цель его — оценить уровень эстетического развития студенческих масс «на входе» — первом курсе института и «выходе» — выпускном курсе. Уже первые итоги показали необходимость перестройки системы эстетического воспитания политехников, направление этой перестройки подскажут дальнейшие исследования.
Но только оперативностью информации и постановкой проблем польза существования лаборатории при комитете комсомола не исчерпывается. Ряд исследований позволяет придать конкретность нашей пропаганде. Вот только один пример.
Бесплатное образование как завоевание социализма — один из широко известных всем без исключения нашим студентам фактов. Однако обыденность этого факта не позволяет иногда оценить данное преимущество в полном объеме. И вот три девушки, члены лаборатории, педантично осваивают статьи, инструкции по экономике высшего образования, проводят опросы своих товарищей. Финал — небольшая статья в многотиражной газете, в которой на конкретном материале показываются преимущества социалистической системы образования. То обстоятельство, что данный факт доказывается не общим анализом системы американского образования в целом, а сопоставлением конкретного американского вуза с родным, в котором учишься, придает общеизвестным утверждениям еще большую убедительность.
Вот эта социологическая лаборатория и стала надежным помощником комитета ВЛКСМ, базой, от которой в последнее время отпочковываются все новые исследовательские лаборатории и группы.
«Дойти до группы и каждого отдельного комсомольца» — этот лозунг, как я уже говорил, нельзя понимать буквально. Наша цель — отладить работу всех промежуточных звеньев — факультетских комитетов ВЛКСМ, групповых комсомольских бюро учебных групп. Анализ показал — резервы скрываются в тщательно продуманной и не менее тщательно организованной учебе актива. И довольно большая группа студентов, преподавателей, комсомольских активистов работает над этой учебой. Первые материалы уже вышли из печати, а работа еще предстоит большая.
Неопределенность в постановке вопросов, часто наблюдаемая и в документах, которые доходят к нам «сверху», и в документах, которые мы требуем «снизу», вредна, и выравнивание этого положения было первичной целью работы другой исследовательской группы. Однако в процессе работы цель расширилась. Разрабатывается единая система документации — как ни прозаично, но хорошо отлаженная такая система позволяет беречь время.
Внимательно наблюдая за новинками, появляющимися в других вузах, мы заметили серию неудачных попыток создать подсистемы АСУ «комсомол вуза». После того, как восторженное отношение к ЭВМ сменилось осторожным и трезвым, стало ясно — нельзя перескакивать через целый этап разработки и внедрения информационно-поисковой системы на перфокартах. Первые карты этой системы «Активист», «УВК» — уже внедрены, и это тоже одна из разработок исследовательской группы.
Одна из злободневнейших проблем — регламентация отношений комитета ВЛКСМ и других организаций в проведении различных мероприятий. До тех пор, пока четко не будут расписаны функции, что именно для организации данного мероприятия делает комитет ВЛКСМ, а что — задача профкома, за что отвечает кафедра и что делает, например, совет по НИРС, неизбежны накладки, сутолока, низкое качество нашей работы. Круг деятельности института весьма широк, и практически в каждом мероприятии, начиная от ремонта аудиторий и кончая проблемами успеваемости, участвует комсомол. По ряду направлений такое согласование позиций уже произошло, результаты налицо, но именно тогда-то и родилась очередная идея.
Ряд мероприятий — конференции, собрания, соревнования, олимпиады, подписка — проводятся у нас из года в год. Отлажена и схема организации этих мероприятий, правда, не до деталей. А что если создать типовые, детальные схемы проведения этих ежегодных дел? Отдельная исследовательская группа, освоив довольно простые методы теории сетевого планирования, разрабатывает типовые сетевые графики различных мероприятий. В недалеком будущем подготовка к мероприятию будет начинаться с детализации этих планов — в соответствующие клетки вставляются фамилии ответственных, подставляются даты — и на стене комитета ВЛКСМ вывешивается документ, отражающий и контролирующий всю подготовительную работу. Первые опыты с сетевыми планами отчетно-выборной комсомольской конференции показали — это очень удобно.
Мы как-то подсчитали — только в 1978/79 учебном году над разработкой и внедрением научных методов в комсомольскую работу у нас трудилось около 300 студентов — целый НИИ. Вот к этому и будет стремиться новый состав комитета ВЛКСМ, эту задачу я и хочу передать своему преемнику. Комсомольская работа в современном вузе должна вестись по-современному, а значит, в дружбе с наукой. Выиграет от этого комсомольская организация, выиграют студенты, будущие руководители производства — ведь правильный, научный взгляд на свою деятельность — неотъемлемое качество современного руководителя. Какие новые направления откроются в этом студенческом НИИ? Может быть, шефский сектор, оказывающий помощь комсомольским организациям заводов, фабрик, школ? Может, группа, занявшаяся историей институтской комсомольской организации— она поучительна для будущих поколений омских политехников, может, СКВ по разработке и внедрению в комсомоле различных средств оргтехники. Наверное, настала пора по примеру ведущих вузов страны систематически выпускать информационный бюллетень комитета ВЛКСМ, ряд разработок исследовательского центра достоин и более широкого распространения.
*** …Без «человеческих эмоций» никогда не было, нет и быть не может человеческого искания истины.
В. И. Ленин
Через полгода мне предстоит вернуться к инженерной специальности. Многие из моих друзей уже сделали такой шаг.
«Знаешь, чему научила меня освобожденная комсомольская работа,— недавно сказал мне один из них,— цепкости и оперативности, деловитости, умению организовать людей. Работаю я сейчас в крупном строительном тресте. Мне довольно быстро удалось войти в курс дела, избежать многих ошибок. Теперь, составляя производственный план, стараюсь продумать всю последовательность действий, учесть все мелочи, «проигрываю» возможное поведение людей, с которыми предстоит работать.
Большая школа жизни — комсомол!»
***
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ОПК — общественная приемная комиссия. НИРС — научно-исследовательская работа студентов.
ОмПИ — Омский политехнический институт.
НОУ — научное общество учащихся.
МФТИ, Физтех — Московский физико-технический институт, создавший уникальную систему подготовки высококвалифицированных ученых и инженеров-прикладников (сама система называется «системой физтеха»).
СКВ — студенческое конструкторское бюро. ССО — студенческий строительный отряд. ФОП — факультет общественных профессий. ШКА, ШПА — школы комсомольского (профсоюзного) актива, ТБ — техника безопасности.
СНИИ — студенческий научно-исследовательский институт.
ТПИ — Томский политехнический институт.
ТИСИ — Томский инженерно-строительный институт.
ТИАСУР — Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники.
Вадим Николаевич Сергеев, Сергей Георгиевич Макаров, Константин Николаевич Павлов, Юрий Владимирович Ягодинский
…ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Очерки о проблемах современного вузовского комсомола
Редактор Н.Е. Ульянов Обложка художника В. А. Кудрявцева Фото В.3. Шевырногова Художественный редактор И. В. Бисеров Технический редактор Н. В. Калякина Корректор Н.Ф. Шестова
Подписано в печать 11.05.81. Тираж 5000. Цена 20 коп.
Омское книжное издательство. 644024, Омск, 24, ул. Пушкина, 57.
Типография издательства «Омская правда». 644056, Омск, 56, проспект Маркса, 39.
- << Назад
- Вперёд
- … Осилит идущий.
- Вместо предисловия
- Знакомство должно быть взаимным
- Как привить вкус к учебе?
- Монолог куратора после летней сессии
- Проблемы ставит соревнование
- Ода олимпиаде
- Как научить праву на риск?
- Записки командира ССО
- Монолог комсомольского работника
- Все страницы