ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА — Страница 13
Публицистика Проза Публицистика Речные ворота Омска
Речные ворота Омска — ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
Страница 13 из 16
Ю. Д. ЗИНЧЕНКО,
бригадир укрупненной комплексной бригады портовых рабочих
ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
В мае 1958 года я пришел на свою первую практику в Омский речной порт. Не припомню уже всех впечатлений тех дней, одно запомнилось надолго: флот — это дружба. В экипажах плавучих кранов РМЗ № 375 и РМЗ № 96 я, курсант седьмого ремесленного училища, проходил свои трудовые «университеты», а учителем, наставником был весь коллектив.
Именно тогда я и понял, что трудовая дружба способна влиять на судьбу человека. Это понимание пригодилось мне в годы дальнейшей работы, особенно тогда, когда я стал бригадиром.
Считаю, что самый счастливый день в моей жизни — день прихода в порт.
Мы с экипажем PM3-375 добывали со дна Иртыша песок. Впервые в 1960 году завоевали звание коллектива коммунистического труда. В течение трех лет службы в армии мне вспоминался наш кран, а порт вставал перед глазами таким, каким я оставил его в 1961 году. Когда вернулся, не узнал многого. Не было привычных, хоть и неудобных кранов РМЗ, их заменили электрические. Появились первые бригады портовых рабочих. Конечно, в них входили пока грузчики, они вручную работали на погрузке-выгрузке судов и вагонов. Руководили ими мои товарищи Б. Герман и Н. Лаптев. Бросалась в глаза неритмичность работы первых бригад: они долго простаивали в ожидании крановщиков, водителей авто- и электропогрузчиков, кроме того, в течение смены случались вынужденные простои, техника часто ломалась. Я пошел учиться на курсы крановщиков, поступил в вечернюю школу рабочей молодежи. Желание овладеть техникой тормозил недостаток знаний. Я это чувствовал и стремился как можно быстрее их восполнить.
год стал переломным в жизни портовиков, в судьбах бригад: вчерашние грузчики учились управлять кранами, средствами малой механизации. Крановщики и грузчики были объединены в одну бригаду. И сразу резко выросла производительность труда — больше чем на сорок процентов. А занятость рабочих на грузовой работе возросла почти в полтора раза. Устойчивым стал заработок, а благодаря введению доплаты за классность у рабочих появился интерес к повышению знаний, к совершенствованию мастерства. Работать стало легче, интереснее, доля ручного труда с каждым годом снижалась. Сразу же сократилась текучесть кадров. Люди теперь стали называться не грузчиками, как раньше, а портовыми рабочими, членами комплексных бригад.
Жизнь настоятельно диктовала: «Надо учиться дальше». И после окончания школы рабочей молодежи я поступил в Омское речное училище, которое в 1972 году успешно окончил. Тогда вместе со мною учились наши опытные крановщики и наладчики В. Ушаков, В. Войнов, В. Шапурин,— они и по сей день трудятся в порту. В первый год девятой пятилетки руководство Ленинского грузового района предложило мне возглавить комплексную бригаду портовых рабочих. Бригаду я принял, осмотрелся… Заметил сразу, как много на причале причин, сдерживающих темп работы. То не хватает флота и бригада с завистью поглядывает на причал народнохозяйственных грузов: там суда ждут своей очереди. То флот приходит во множестве, так что мечтаешь удвоиться, утроиться, чтобы только хватило рук. А посмотришь на соседей: у них и судов сейчас нет, и кран простаивает, и рабочие слоняются без дела. Вот бы сейчас их к нам.
План первых двух лет девятой пятилетки мы выполнили, но особого удовлетворения не ощутили—слишком дорогой ценой он достался. А в 1972 году стали налаживать союз с соседями по причалу — бригадой Якова Шайбеля. Шайбелю было труднее на причале народнохозяйственных грузов, и мы с товарищами нет-нет да и помогали соседу. А когда началась навигация третьего года девятой пятилетки, мы собрали «узкое» совещание. Впрочем, о чем толковали мы, тогда два молодых бригадира, вскоре стало известно всем. Имея в своих бригадах по 13—16 человек, мы решили объединиться. В порту к этой идее отнеслись настороженно: не мешали, но и восторгов особых не высказывали. Пытались приводить аргументы против объединения: уследить будет трудно, скоординировать действия сложно… Однако решение приняли: в порядке эксперимента разрешить. Бригадиром назначили меня, а заместителем стал Шайбель. Теперь в нашем распоряжении был весь причал. Хозяйничали так, как считали разумным, легче стало распределять технику и расставлять людей.
Навигация 1973 года показала, что работать укрупненным коллективом легче, появилась возможность решать сложные производственные задачи. Отпали все организационные неувязки и обиды, не стало места зависти. И дело заметно двинулось вперед: годовое задание было выполнено на 115 процентов, переработано 466 тысяч тонн грузов, тогда как в первые два года девятой пятилетки объем переработки не превышал 315 тысяч тонн. Так наш коллектив стал первой укрупненной комплексной бригадой в порту. А в следующем году, когда вышло в свет постановление ЦК КПСС, одобряющее опыт работы укрупненной комплексной бригады докеров Ильичевского морского порта под руководством А. Барановского, в Ленинском грузовом районе организовали еще три укрупненные бригады А. Лангаса, И. Тимофеева, Б. Штырхунова.
О работе коллектива лучше скажут цифры: задание девятой пятилетки наша бригада выполнила в порту первой, к 10 октября 1974 года, за неполных четыре года. В честь XXV съезда КПСС годовой план выполнили к ноября 1975 года, а сверх плана переработали 17 тысяч тонн грузов. В тот год выполнение комплексных норм выработки составило 130 процентов, норму обработки флота снизили на 11 процентов, вагонов—на восемь.
Наш успех во многом зависит от внимательного изучения опыта работы докеров Ильичевского морского порта. Был найден оптимальный состав бригады, больше внимания стало уделяться повышению квалификации крановщиков, широко распространилось в коллективе наставничество. За зиму 1974/75 года 16 членов бригады повысили классность. Сам я в это время сдал да первый класс. Рос интерес к новой технике. Внедрили, например, автоматический захват на переработке труб большого диаметра. За самоотверженный труд в девятой пятилетке многие члены бригады, в том числе и я, были награждены правительственными наградами.
Партия ставила и ставит перед речным транспортом задачу дальнейшего увеличения перевозок грузов в контейнерах. Этапами в решении этой задачи явилось создание в порту специализированного причала, а затем и специализированной укрупненной бригады портовых рабочих. Партийная организация и руководство порта доверили мне возглавить эту бригаду. Я побеседовал со старыми товарищами, в результате в новый коллектив вошли лишь те, кто поверил в его жизнеспособность. Сказать, что все сразу у нас получилось так, как надо, нельзя. Новое всегда рождается в трудностях, сомнениях, в поиске. А сквозных бригад в порту пока не было. И в навигацию 1976 года все звенья нашей сквозной укрупненной комплексной бригады работали обособленно, каждое старалось выполнить только те работы, которые обеспечивали наиболее высокий заработок. Простои транспортных судов под грузовыми операциями в два раза превышали норму, высоки были и простои железнодорожных вагонов, автотранспорта. Комплексные нормы выработки не выполнялись, качество работ не отвечало современным требованиям.
Так дальше работать нельзя! — решили на бригадном собрании в конце навигации. Так нельзя, а как можно? И опять ответ подсказал опыт передовых коллективов страны. В навигацию 1977 года бригада решила работать на единый наряд. Это сразу же сказалось на качестве и производительности труда. Уменьшились потери рабочего времени, каждое звено стало заинтересовано в успешной работе всей бригады. Теперь организация труда в отдельных звеньях направлялась и на то, чтобы производительнее работало звено-сменщик. Естественно, стало легче бригадиру и звеньевым.
Еще через год бригада перешла на работу методом бригадного подряда, внедрению которого предшествовал комплекс мероприятий, направленных на совершенствование технологии, сокращение потерь рабочего времени, снижение норм обработки судов и вагонов.
Был обоснован численный состав бригады, которая в навигационный период составляет 42 человека. Бригада делится на звенья, работающие по графику с продолжительностью смены 12 часов. В составе коллектива восемь портовых рабочих — крановщиков первого класса, 13 — второго, 6 — третьего, 15 — четвертого. Средняя классность по бригаде 2,8. Большинство портовых рабочих владеют двумя-тремя смежными профессиями, имеют высокие разряды слесарей, что помогает успешно вести ремонт кранов собственными силами. В настоящее время за бригадой закреплено восемь портальных кранов и два автопогрузчика.
Бригада заключила с администрацией района хозрасчетный договор, в котором определены взаимные обязательства обеих сторон. Изо дня в день в содружестве о инженерно-техническими работниками порта коллектив изыскивает резервы сокращения сроков обработки транспортных средств, внедряет новые грузозахватные приспособления. Силами бригады совместно с инженерно-техническими работниками порта разработана координатная система складирования контейнеров по пунктам назначения.
В нашей укрупненной комплексной бригаде пять звеньев. По традиции все звеньевые не командующие, а работающие. Это докеры высокой квалификации, которые могут все: если надо — научить, вдохновить личным примером, в трудную минуту, как в бою, за собой повести — их организаторские способности неоспоримы. Среди звеньевых коммунист Александр Горожанов, работающий в порту более двух десятков лет. Он — крановщик первого класса, ударник коммунистического труда. Владимир Митькин имеет десятилетний стаж работы в порту, также крановщик первого класса, ударник десятой пятилетки. Владимир Шишов 15 лет работает в порту. Я мог бы называть десятки людей, с которыми судьба счастливо связала меня здесь, в порту: Александр Машинский, Виктор Штырхунов, Илья Софронов, Валерий Курочкин… Все они не просто специалисты высокого класса, надежные в работе, они — мои неизменные друзья и помощники. Вот почему всегда, как на праздник, идешь в свой трудовой коллектив, зная: здесь тебя встретит понимание, дружеское участие.
Неузнаваемо изменился труд докера. Не стало грузчика, подставляющего под мешки и ящики спину, и все чаще слышишь, что скоро бригадир должен будет иметь инженерное образование, так усложнятся его функции, такая высокая ответственность ляжет ему на плечи.
Скоро докеру без среднего образования нечего будет делать на причале, а тем более в кабине крана. Потому что день ото дня труд докера становится все более творческим, требующим раздумий и поиска. От сегодняшнего же дня останется только крепкая дружба и умение поддержать товарища в трудную минуту, только дисциплина, без которой немыслимо никакое творчество. И я счастлив, что своим повседневным трудом мы добиваемся и того, и другого, что понемногу, пусть не так быстро, как хотелось бы, приближаемся к своей мечте о завтрашнем дне докера.
- << Назад
- Вперёд >>
- Речные ворота Омска
- ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
- НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
- ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- >ОТ «ГОРБУШИ» ДО СТРОП-ПАКЕТА
- РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ
- ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ
- ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ
- СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
- ГРУЗЧИК, КРАНОВЩИК, БРИГАДИР
- РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА
- ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
- ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
- ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ
- ЗДЕСЬ МОЙ СТАНОК, ЗДЕСЬ МОЯ СУДЬБА
- Фото и иллюстрации
- Все страницы