Капли золотого дождя — Страница 22

05 апреля 2023 | 10:48

Публицистика Проза Публицистика Омск — Пешт

Омск — Пешт — Капли золотого дождя

Страница 22 из 23

КАПЛИ ЗОЛОТОГО ДОЖДЯ

Капли золотого дождя

Автобус мчится из Будапешта на север. Там, недалеко от границы Пештской области с Чехословакией, немало завидных мест, где можно отдохнуть. Там горы, леса и реки. Но большинство пассажиров автобуса не собирается ехать до тех мест. Нет у них намерения добираться и до Пилишского лесного массива, где в свое время любили поохотиться короли. Все это далековато для столичного жителя, у которого в обычный будничный день выкроилось лишь несколько свободных часов.

Большая часть пассажиров ждет остановку «Омский парк».

Среди пассажиров автобуса две молодые пары, пожилой мужчина и несколько человек с детьми.

На одном из передних сидений рядом с отцом восседает восьмилетний непоседа и почемучка. Хотя слово «восседает» не очень-то точно отражает его местонахождение в пространстве, ибо не проходит и двух-трех минут, как он, чуточку присев, тут же вскакивает и стремительно пробирается то к одному, то к другому окну. Уже вскоре его знает весь автобус. На нескончаемые «почему» этого мальчика отвечает каждый, кто может.

— Почему парк называют Омским? — допытывается непоседа.

— В честь Омской области, которая является побратимом области Пешт.

— А как это побратимы?

— Все девятнадцать областей Венгрии имеют побратимов в Советском Союзе.

— И в каждой области тоже есть такой парк?

— Нет. Омский парк пока первый. Но в честь побратимов называют новые районы и улицы.

И взрослые начинают коллективно вспоминать:

— В области Шомодь, в центре ее — Копошваре — новый район назван «Калинин». Эта область дружит с Калининской.

— А в городе Эгере Хевешской области есть микрорайон «Чебоксары».

— Ну да, эта область — побратим Советской Чувашии. И в Чебоксарах, кстати, имеется теперь Эгерская улица.

Только, кажется, покончили с этой темой разговора, как непоседа «подбросил» новую.

— Он большой, Омский парк? — спрашивает он.

— Ну, знаешь ли, этого тебе здесь никто не скажет, — пытается утихомирить сына отец.

Однако находится в атобусе пассажир, который знает об этом парке все в подробностях. Пожилой мужчина ездит туда довольно часто, и он сообщает, что площадь парка превышает пятьдесят гектаров, и, предупреждая дальнейшие расспросы попутчиков, спешит рассказать все, что ему известно из печати о создании этого парка, о том, какой он будет и что в нем есть уже сейчас.

К разговору подключаются двое молодых людей и девушка. Оказывается, они сами принимали участие в закладке парка. Пештский обком комсомола призвал молодежь включиться в эту работу. Создание парка было своего рода ударной народной стройкой. На его территории проводилось много субботников и воскресников. Только за первые два года высадили двадцать тысяч сажанцев.

— Ведь вырастить дерево нелегко, — говорит девушка. — Часть наших посадок погибла. Пришлось делать новые. Вот и сейчас мы едем посмотреть, как там наши подшефные. Хорошо ли перезимовали? Бодро ли встречают лето?

А вообще в этот парк вложили свой труд очень многие коллективы, — продолжает пожилой мужчина. — В газетах сообщалось, как работали там труженики Будакаласских предприятий, транспортники столицы, а также строители метро, курсанты высшей школы имени Лайоша Кошута.

— И сельскохозяйственные кооперативы внесли свой вклад тоже, — подсказывает кто-то. — Например, Обудайский кооператив имени венгеро-советской дружбы.

— Да, председателей этих кооперативов Ференца Варгу и Йожефа Шкультетти я знаю, — говорит пожилой мужчина. — Уж они-то заботятся об этом парке не меньше, чем о своем хозяйстве.

— И еще один кооператив тоже много для парка сделал, хотя он и расположен вдали от него. Это кооператив имени Ленина, что на острове Чепеле. Между прочим, правление его внесло предложение назвать одну из аллей парка именем своего побратима — колхоза «Заря коммунизма» Омского района.

За окном, по обе стороны от автострады, яркая зелень — буйные всходы на полях омыл прошедший недавно первый дождь. А над зеленью земли — светлая синь лазурного неба…

И вдруг на весь автобус раздается возглас:

— Папа, смотри, золотая радуга.

Все, конечно, сразу устремляют свои взгляды на окна.

А непоседа уже вскочил и, радостно подпрыгивая в проходе, хлопает в ладоши и повторяет: «Арань сиварвань! Арань сиварвань…» Точно так же, как русские дети во время теплого летнего дождя, шлепая по лужам, восторженно приговаривают: «Дождик, дождик, густо!..»

«Арань сиварвань» — это и есть «золотая радуга». Так она называется по-венгерски.

Конечно, всякой радуге положено быть семицветной. Но довольно часто в ней так ярко светится оранжевое, что она, действительно, выглядит золотой дугой.

Радуга — обычное и в то же время необычное явление природы. Говорят, она — доброе предзнаменование. Так это или иначе, но она всегда радует людей.

— Пап, расскажи свою сказку про капли золотого дождя, — просит мальчик, который уже притих, приумолк и в раздумье прижался к отцовскому плечу.

Папа какое-то время медлит.

— За широкими морями, за шелковыми лугами, — подсказывает мальчик.

— Да, под горой безымянной, у речки неназванной жил Янош-бедняк, — продолжает отец. — И было у него единственное богатство — короткохвостый поросенок, что носом землю роет. Но однажды проезжал мимо его жилища граф и отобрал у него короткохвостого поросенка. Сидит Янош-бедняк, горюет. И жена его сидит, слезами заливается. Вдруг видят: из леса невиданно густого выходит старик-дождевик с маленькой палочкой. Подошел к ним и спрашивает: «Отчего плачете-горюете, люди добры?» Они ему отвечают: «Оттого плачем-горюем, что граф у нас поросенка короткохвостого отобрал». «Ладно, — говорит старик-дождевик. — Вернется к вам поросенок, что носом землю роет. И будет у вас даже белая лошадь, что копытами землю бьет. Только надо для этого, чтобы Янош поймал золотую каплю дождя и правильно ею распорядился». Сказал он это, взмахнул своей маленькой палочкой, и сразу пошел дождь. Дождь как дождь, но не простой, а была в нем одна золотая капелька, которую Яношу-бедняку надо было поймать. Уж ловил он ее, ловил — и день весь, и всю ночь, и следующий день. А когда, наконец, поймал, то стал думать: «Что же имел в виду старик-дождевик, когда сказал, чтобы я правильно ею распорядился?» Думал-думал, так ничего и не придумал. Лег спать. А наутро только глаза открыл — глядь на пороге его бедняцкого жилища стоит купец богатый в одежде бархатной да серебряных сапогах. Увидел купец золотую капельку на столе и весь зарделся от жадности, просит Яноша: «Продай ее мне». Жена Яноша тоже уговаривает: продай да продай, человек большие деньги дает, на эти деньги можно купить не одного короткохвостого поросенка, а целых десять таких поросят. Но Янош-бедняк так и не продал купцу золотую капельку…

С замиранием слушает сказку мальчик, хотя наверняка уже знает ее наизусть. Вместе с ним слушают и другие дети. И не только дети. Слушают все пассажиры автобуса.

Кто знает, как рождаются эти сказки, воспитывающие детей? Может, их сочиняют родители. Или, может, они приходят из глубины веков, видоизменяясь на современный лад и обретая новое символическое звучание.

В скольких венгерских сказках есть и Янош-бедняк, и старик- дождевик. А уж короткохвостый поросенок, что носом землю роет, — непременный участник всех волшебных историй, кончающихся добром. Так уж столетиями сложилось в быту народа, что под словом «мясо» венгры подразумевают всегда свинину и до сих пор в Новый год, желая друг другу удачи, дарят маленький жетончик с изображением поросенка, а то еще, поднимая бокалы в полночный час, одновременно запускают в комнату живого визгуна и тому, кто его поймает, сулят всяческие успехи.

Во многих сказках встречается и белая лошадь, что копытом землю бьет. Она — воплощение благородства и мудрости, заслуженное вознаграждение для героя. Правда, в этой сказке белая лошадь появляется только в финале, она играет вспомогательную роль. Главные события здесь развертываются вокруг волшебной золотой капельки, которая в результате разумных решений Яноша-бедняка приводит его к дружбе с кузнецом Иваном и в конце концов превращается в золотой дождь.

Не продал эту свою драгоценную капельку Янош-бедняк ни купцу, ни помещику, ни фабриканту ни за какие богатства, а отдал ее без всякой для себя корысти Ивану-кузнецу, когда узнал, что он идет в дальний трудный путь добывать счастье всем, кто трудится. «Если у тебя есть золотая капля дождя, отдай ее другу, и вы вместе будете счастливыми», — учит сказка. А завершается она тем, что когда волшебная капелька обернулась уже драгоценным дождем, то протянулась по небу золотая радуга-дуга, на одном конце которой Иван, а на другом — Янош….

Мягко светит солнце. Быстро мчится автобус. Сказка окончена. Но никто больше не говорит. Все молча смотрят в окна. Автобус уже замедлил ход, и водитель объявляет:

— Остановка «Омский парк». В центре парка — памятник Карою Лигети.

— Это поэт-революционер. Он погиб за Советскую власть в Сибири, — поясняет девушка, которая садила здесь деревья.

И вот почти все, кто ехал в автобусе, идут небольшими группами по главной аллее.

Да, парк еще молод и не густ. За тоненькими стволами просматриваются дальние дали. Посадки вытянулись вдоль шоссе. А с другой с противоположной стороны к ним примыкают дома с аккуратно огороженными приусадебными участками: рядом Обудайский сельскохозяйственный кооператив, выделивший свои земли для парка дружбы.

Трудно пока представить, как с годами пораскинут здесь мощные кроны дубы, как зацветут каштаны, поднимутся тополя. Но все это уже есть, уже приживается, набирая силу.

Легкий ветерок бережно перебирает недавно распустившиеся клейкие листочки. Их намного больше, чем было в прошлом году. И стволы деревьев стали покрепче. Резко ощущается запах свежей зелени — это уже как в густом лесу после дождя.

Парк задуман как зона отдыха, удобная для любого возраста. Большое искусственное озеро. Спортивный павильон. И более двадцати игровых площадок на воздухе. Для малышей — уголок «тридевятого царства», созданный по мотивам русских сказок. А комплекс общественного питания с рестораном «Сибирская кухня» способен одновременно принять около тысячи человек.

Центр парка, душа его — мемориал, посвященный Карою Лигети. аллея устремляется к нему.

Памятник установлен на холме. Подходы к нему выложены серо-голубым гранитом, доставленным из Италии. Из белого мрамора лестница. Наверху светлая четырехметровая стела, развернутая наподобие страниц книги. Фигура Лигети на фоне ее.

Он словно замер в решающий миг перед расстрелом. Истерзан, но не сломлен. Уверенно смотрит, уверенно стоит на земле. Состояние его, кажется, зримо выражает мысль написанного им на тюремной стене завещания. Эти слова теперь выгравированы наверху стены на русском и венгерском языках:

Пока огонь в сердцах бушует страстно,
Вперед, мадьяры красные, вперед!
Меня убьют… Но дух мой не умрет!

Идут и идут люди поклониться герою. Оставляют у подножия памятника цветы. Потом спускаются по лестнице и долго еще стоят — образ мужественного борца словно притягивает их.

Автор памятника — известный омский скульптор Федор Бугаенко, а архитектурная часть выполнена художником Владимиром Десятовым. Отлили же памятник омские рабочие на своем заводе, погрузили его на железнодорожную платформу, и таким путем он благополучно прибыл в Будапешт. (Интересно, что эта скульптура отлита в двух экземплярах. Точно такой же памятник есть и в Омске.).

Открытие памятника состоялось весной 1979 года — в дни, когда отмечалось 60-летие Венгерской Советской Республики. В многолюдном митинге, который был здесь, участвовали члены венгерского правительства, руководители Пештской области, делегация братской Омской области.

Памятник Карою Лигети. Такая скульптура установлена в Омском парке близ Будапешта и в сквере г. Омска.

Поезд дружбы.

 

Много памятников установлено на венгерской и на советской земле тем, кто отдал жизнь за счастье другого народа. И все-таки всегда с новой силой волнует прикосновение к каждой конкретной судьбе. Именно в ней раскрывается вдруг великий смысл бескорыстия и высокой идейности — то, на чем стоял и стоять будет героический в своей основе интернационализм — это священное братство людей труда разных национальностей.

Светлеет на фоне яркой зелени белая лестница, ведущая к памятнику. Маленькие ели вблизи, как почетный караул.

По лестнице поднимается мальчик. Тот самый почемучка и непоседа. Но его не узнать — идет медленно, будто не дыша. Он несет в подарок герою свой цветок.

Сколько лет нужно дереву, чтобы во весь рост подняться? Говорят, как и человеку, около двадцати. Значит, где-то в преддверии следующего века разрастется в полную силу Омский парк.

И все так же будут приходить сюда люди. И, может быть, придет со своим уже сыном и этот сегодняшний непоседа. И сын его так же понесет в подарок герою цветок.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Омск — Пешт
  • Красные звезды
  • Минута молчания
  • Ночь перед казнью
  • Зося-бьшиночка — комиссар
  • Клятва дочери
  • Групповой портрет неизвестных
  • Поединок с «тигром»
  • Дунайские мосты
  • Обелиск в Сазхаломбатте
  • Чашка чая у Горских
  • Для будущих поколений
  • Этот удивительный дневник
  • Сто один вопросительный знак
  • Продолжение следует…
  • «Саженцы орехового дерева»
  • «Тайны» доктора Лёкёша
  • Сюрприз
  • «Метелица» и «Тапиоменте»
  • Две Ирины
  • Кишдобоши и омичата
  • Капли золотого дождя
  • Выходные данные | Фото и иллюстрации
  • Все страницы