Память сердца — Страница 13
Газеты Периодика Газеты Призыв №52-53 (2859) 01.05.1968
Призыв №52-53 (2859) 01.05.1968 — Память сердца
Страница 13 из 21
Память сердца
1.
Александр Васильевич поднялся на тракт, остановился, глянул назад.
Отсюда, с возвышенности, была видна почти вся Розовка. Слева раскинулся обширный животноводческий городок с добротными помещениями, чуть правее и ближе к Иртышу, новая механическая мастерская, столярная, а дальше жилые дома, выстроившиеся в прямые, аккуратные улицы. Все дома чем-то схожи. Может быть тем, что возле каждого палисадник и обязательно деревья.
Есть и такие, которые отличаются от других. За тополями-великанами виднеется тэобразное здание школы, ближе к тракту длинный высокий дом детского комбината, левее столовая, рядом с ней узкий домик- музей, затем — клуб, а напротив, через дорогу, вдоль засаженной тополями и кленами, — новая контора колхоза.
Александру Васильевичу не раз приходилось стоять на этом месте и глядеть на Розовку с высоты. И всякий раз он восхищался: хорошеет Розовка! На глазах растет! Кажется, совсем недавно, в 1950 году, здесь была одна улица, а теперь… Больше двухсот домов. Не землянки, а крепкие деревянные или кирпичные. Чуть ли не над каждой третьей крышей телевизионная антенна.
Тех глинобитных и саманных избушек, в которых жили первые поселенцы, обосновавшие Розовку в 1909 году, и в помине нет. Даже как музейную редкость не сохранили.
Растет и богатеет колхоз. И в этом и его, Александра Васильевича, есть доля труда.
2.
Собрание подходило к концу.
— Граждане, товарищи! Да не галдите вы! Кто желает записаться в колхоз, подходь к столу.., — кричал охрипший уполномоченный, горбоносый, сухощавый парень.
Мужики сидели, распахнув от духоты полушубки, курили едкий самосад, пуская дым в сторону баб, столпившихся у выхода.
Кто-то встал и начал проталкиваться к выходу, за ним другом, третий..
— Куда же вы? Товарищи! Граждане!..
Но граждане один за другим скрывались за дверью, окунались в холодную февральскую ночь.
— Что же это получается? Ведь решили, проголосовали.., — срывающимся на петушиный фальцет голосом кричал уполномоченный.
Со скамьи поднялся невысокий, плотно сложенный мужчина. Он повернулся лицом к односельчанам:
— Эх. вы! Ведь верный путь к доброй жизни кажут, а вы, как уросливые кони, упираетесь. Нельзя нам без колхозу…
Утихли, насторожились. Александра Васильевича Лозко в Ниве уважали. Этот работать умеет, мужик крепкий, напористый.
— Во всей округе люди объединяются. Совместно хозяйствуют… Вы все знаете, что сообща можно сделать легче, чем одному… Я на виду у вас. Никто не скажет, что бездельничаю, а хлеба хватает только-только. Да что там говорить… Записывай…
В колхоз вошли четырнадцать хозяев. На первом колхозном собрании Александра Васильевича Лозко избрали председателем правления, а артель назвали «VII съезд Советов».
Хозяйство было скудное: 18 лошадей, несколько однолемешных плугов, одна конная сеялка, пять сенокосилок, три ручных веялки… Вот, пожалуй, и все.
Правда, государство здорово помогло. 40 процентов пашни обрабатывалось силами МТС. Но приходилось еще СЕЯТЬ и из лукошка.
В первый же год проявилось преимущество коллективного хозяйства. Собрали неплохой урожай. Трудодень оказался весомым. И потянулись в колхоз остальные. На другой год все сорок хозяйств были объединены в артель.
И те, которые в первый день организации колхоза проталкивались ближе к выходу, старались уйти с собрания, теперь посмеивались над собой: от верного пути бежали…
3.
Расцветал колхоз, креп. И вдруг… война! Много мужчин ушло тогда защищать Родину. Надел солдатскую шинель и Александр Васильевич. На Волховском фронте провел всю войну. Приходилось испытывать горечь, когда отступали из-под Старой Руссы до Вологды, и радость победы, когда прорывали блокаду Ленинграда.
Видел он героизм русских людей. И не только мужчин. Девушка была в их дивизии. Разведчица. Долго не удавалось захватить «языка». Многие ходили на поиск, но безрезультатно. И вот однажды эта дивчина, кажется, слабое существо, приволокла в штаб немецкого офицера, который дал очень ценные сведения.
Долгое время пули и снаряды, взрывы бомб обходили Александра Васильевича Лозко. Но фронт есть фронт. Уже в Белоруссии, в один из боев что-то ухнуло рядом, и Александр Васильевич потерял сознание.
Очнулся в госпитале. Обе кости правой голени были сломаны. Шесть месяцев провалялся на госпитальной койке. Врачи сохранили ногу, но к службе был ограниченно годен. И фронтовик в октябре 1944 года был направлен в охрану тыловых объектов.
За отличную службу дали ему двадцатидневный отпуск. Приехал в Ниву.
4.
— Вот что, товарищ Лозко. Надо браться за хозяйство. Армии и народу нужен хлеб, продукты питания. Понимаешь? — Секретарь райкома говорил тихо, глядя на собеседника усталыми покрасневшими глазами. — Поезжай в деревню. Люди вас знают, просят в председатели.
— Дык я же… Вертаться мне пора. Служба.
— С военкоматом все улажено. Охранять завод многие могут, а вот в деревню, в колхоз не всякий пойдет, — секретарь протянул руку. — Желаю успеха.
5.
Александр Васильевич Лозко не знал труднее времени в колхозной деревне, чем это, в конце войны. Не хватало людей. Каждый работал за двоих. Женщины, дети, инвалиды, старики от себя урывали, но давали все необходимое фронту, приближая этим день победы. Верили, что настанет время, когда утихнет бой. И время пришло — была победа.
6.
1950 год. Общее колхозное собрание сельхозартели «VII съезд Поветов». Председательствующий:
— Кто за то, чтобы объединиться с колхозом деревни Розовка?
Большинство. А через несколько дней на собрании объединенного колхоза, который позже назвали именем Чапаева, Александр Васильевич был избран в правление и стал заместителем председателя.
Набирал силы колхоз. Креп. И теперь уже не на лошадях обрабатывают почву, не из лукошка сеют, не лобогрейками убирают. В артели 28 гусеничных, 32 колесных трактора и четыре мощных К-700, готовы положить в землю семена 27 сеялок, для вспашки земли имеется 32 пятилемешных и трехлемешных плуга, зерновые убирают 24 самоходных комбайна. Есть техника и для возделывания пропашных культур, картофеля. Одних автомашин пятьдесят три.
Только за последние десять лет производство продуктов животноводства и овощеводства и продажа их государству увеличилась почти в четыре раза; значительно поднялись заработки колхозников.
Девчата одеваются не хуже городских модниц. В клубе на танцах не удивляются туфлям на шпильке. А парни. Оденутся в праздник, и не скажешь, что вчера слезли с трактора или сеялки. Щеголи да и только.
7.
Всякий раз, когда Александр Васильевич Лозко поднимается на тракт, ему обязательно хочется обернуться и взглянуть на село. И сразу всплывают картины жизни. И трудности вспоминаются, и радости. И какая-то беспокойная теплота разливается по всему телу. Ну, кажется, что надо? Пенсионер. Отдыхай себе. Но нет. Он народный контролер. Глаз колхозный.
Было это осенью. Комбайнеры Конев и Ккрюхин не промолачивали валки. Александр Васильевич остановил агрегаты. Машины отрегулировали. А то, что раньше подобрали, потом комбайнеры заново перемолачивали. Но бункеру зерна намолотили.
А то еще был случай.
Электрик Абрамушкин присвоил электромотор.
Узнал об этом Лозко.
Как ни упирался Абрамушкин, мотор пришлось возвратить.
И вспоминаются Александру Васильевичу люди, которые много сделали для укрепления колхоза, умножения общественного богатства. Тракторист Константин Советкин — этот в тридцатые годы сел на трактор и до сих пор водит машину, пенсионер Григорий Пиманов работает на тракторе. А Александр Христофорович Богер. Он механик по трудоемким работам, комбайнер.
А когда обводит глазами новые дома, постройки, сразу на память приходит Ольга Кожевникова. Пожалуй, нет такого дома, где бы не приложила руки старейший колхозный строитель-штукатур.
***
Сегодня праздник. Не знаю, где сейчас Александр Васильевич. Может быть в клубе, а может за праздничным столом. Знаю только одно, что он много сделал, чтобы люди жили богаче, отмечали праздники весело и красиво.
П. ШАКУРОВ.
На снимке: скоро сев. А. В. Лозко проверяет, как хранятся семена.
Фото А. Николаева.
Их вклад в фонд мира
В день, объявленный воскресником в фонд мира, 1.635 комсомольцев района работали на различных участках.
9.810 рабочих часов — вот вклад, который сделали они в фонд мира.
80 школьников из Лузино разгружали вагон со щебенкой и заработали 150 рублей.
200 человек из Ново-Омской школы перебирали картофель.
Молодежь Иртышского совхоза разгружала вагон с картофелем, очищала сад.
15 комсомольцев совхоза «Луч* в этот день грузили щебенку, заливали фундамент под новое здание, работали на пилораме.
От комсомольцев колхоза имени Ульянова на специальный счет обкома ВЛКСМ уже поступило 82 рубля, от чапаевцев — 80
- << Назад
- Вперёд >>
- Призыв №52-53 (2859) 01.05.1968
- ПРИМЕТЫ НОВОГО
- «ЛУЧ» НАБИРАЕТ СИЛУ
- Курс на 50 миллионов
- «В РОЩЕ ПО БЕРЕЗКАМ БЕЛЫЙ ПЕРЕЗВОН…»
- Счастлив тот…
- Хорошо дарить людям радость
- В сладком цехе сельпо
- Юное сердце
- Умение жить
- ИМЕНЕМ КОЛЛЕКТИВА
- В комсомольском полку прибыло
- Память сердца
- ФОТОКАЛЕЙДОСКОП
- Там, где расцветают цветы
- В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА
- В СТРАНАХ КАПИТАЛА
- В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
- Из поэтической тетради
- Разговор
- Выходные данные | Иллюстрации
- Все страницы