1828 — 1928. СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО — Страница 15

08 апреля 2023 | 0:22

Газеты Периодика Газеты Рабочий путь №215 (2165) 15.09.1928

Рабочий путь №215 (2165) 15.09.1928 — 1828 — 1928. СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО

Страница 15 из 29

1828 — 1928. СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО

ЛЕНИН О ТОЛСТОМ

«С одной стороны — беспощадная критика капиталистической эксплоатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны — юродивая проповедь «непротивления злу насилием». С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; с другой стороны — проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно религия — стремление поставить на место попов на казенной должности попов по нравственному убеждению».

(В. И. Ленин «Толстой, как зеркало русской революции» т. XI, ч.1).

ЛЕНИН О ТОЛСТОМ

«Вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы. В нашей революции (1905 г.) меньшая часть крестьянства действительно боролась, хотя сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников. Большая часть крестьянства плакала, молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходателей»,- совсем в духе Льва Николаевича Толстого».

(В. И. Ленин «Лев Толстой, как зеркало русской революции», т. XI, ч.1)

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Плеханов бросил крылатую фразу: «Толстого мы можем принять только «отсюда и досюда». Задача юбилейных дней—выяснить со всей четкостью тот водораздел, который отделяет приемлемое от неприемлемого для революции в толстовском учении.

После Октября мы не верим больше утопистам, не верим в силу проповеди, не подкрепленной средствами организованной борьбы, знаем, что одна из самых волнующих толстовских книг— «Не могу молчать» — ни разу не остановила руки николаевского палача, затягивавшего петлю на шее революционера. Революция давно признала насилие, мужество и активную действенность необходимыми средствами для низвержения эксплоатации. Толстой проповедывал «неделание», «непротивление злу».

Но если мы чествуем память «великого писателя земли русской», если мы выпускаем в свет его произведения без исключения — и те, что нужны нам, и те, что свидетельствуют о великих заблуждениях гениального писателя, то к этому имеются серьезные основания.

Мы знаем, что Толстой, как и самые величайшие умы, не мог оторваться от своего класса, от усадебной обстановки, в которой протекало его детство, от религиозных традиций, которые передались ему от его предков генерал-аншефов и губернаторов; но знаем также, что его сознательная жизнь началась в ту эпоху, когда дворянско-помещичий уклад сотрясался до основания, колебались вековые традиции и шум первых машин врывался в уют и тишину усадьбы. Эти двойственные влияния эпохи на всю жизнь определили творческий путь Толстого. Когда общее пробуждение разбудило его, когда он содрогнулся при вице возмутительных картин эксплоатации и поругания человеческого достоинства, мировая неправда предстала ему только в пределах деревни, в пределах земледельческих отношений, отношений между барином-помещиком и мужиком- работником. Остальной мир, растущая городская культура, развитие индустрии, капиталист и пролетарий, все другие формы эксплоатации остались вне поля его зрения. И когда Толстой говорил «мы ученые—богатые», он разумел под этим все то, что не было мужиком, что не работало на земле, что не было—с его точки зрения — единственным истинным производителем. Там в деревне, в том единственном мире, который он органически воспринял, искал он свою «правду», и так как он не нашел ее у барина, то он взял ее у крестьянина, у другого из тех двух классов, которые одни были ему ясны.

Всю жизнь Толстого занимала эта «правда». Всех своих героев приводит к ней Толстой, весь мир заставляет прислушаться к ней. Он приводит Николеньку Иртеньева к правде Натальи Савишны и юродивого Гриши; помещика Нехлюдова—к правде Илюшки, Оленина — к примитивной дикой правде дяди Ерошки. Пьера Безухого и Андрея Болконского — к правде Платона Каратаева. И герои «Плодов Просвещения», и Нехлюдов из «Воскресения», и герой «Живого трупа», и умирающий Иван Ильич, и «хозяин», согретый телом «работника», и тысячи других незабываемых образов—все это носители ложной культуры, и одна тема всю жизнь занимает Толстого — просветление «ученых-богатых», их возрождение путем прикосновения к земле, к великой мужицкой «правде».

Революция сознания, а не революция общественных отношений — вот тема, волнующая Толстого. Он даже не знает тех «аннибаловых клятв», которые в юности давали себе Тургеневы, Герцены и Огаревы. Крепостное право, николаевские жандармы, государство, церковь—все это, отрицая, он преодолевает в душе своей и этим преодолением довольствуется, но не зовет к борьбе с ними, к преодолению их, в их ужасающих реальных формах.

И тем не менее, мы чтим Толстого, потому что этот проповедник любви, мира и непротивления, благодаря своему гению, сумел с такой силой представить отвратительный лик современной изолгавшейся буржуазно-капиталистической культуры, с какой это не удавалось ни одному писателю до него. Он сорвал маски с самых лживых и гнусных кумиров буржуазии, он показал, что скрывается под ее «священными лозунгами»: под патриотизмом, отечеством, церковью, богом, ложной наукой, ложным искусством, под всем тем, чем гордится наша, так называемая, цивилизация. Он одинаково отрицал и царскую власть, и революцию. Но царская власть ненавидела, боялась и преследовала его, запрещала его сочинения. Революция не боится Толстого, чтит в нем великого попутчика.

Тот, кто ищет «чистой человечности», кто неустанно ищет правды, тот рано или поздно встретите с революцией. Пройдут года, путем неизбежной кровавой борьбы и насилия мы придем к идеалу организованного человечества, которому не нужны будут войны и казни, ложь и насилие для разрешения своих дел.

Потому нужен нам Толстой-обличитель и потому не опасен нам Толстой-утопист, что мы знаем, что Октябрьская революция ведет не утопически, а реально к осуществлению идеала, о котором грезили во все века лучшие представители человечества.

П. С. Коган.

Президент Академии Художественных Наук.

О Толстом

Уже журавлиный доносится крик,
Растаяли зори в крылатом тумане…
В такую же осень великий старик
Бродил у опушки на Ясной Поляне.

Дрожа отголоском затихшей струны,
Кочевничий ветер спускался к равнинам,
Читая о жизни по смуглым морщинам,
На них перелистывал прядь седины.

Глаза старика из-под древних бровей,
Глядели улыбкой—спокойно и мудро—
На глушь перелесков, где руки ветвей
Листвой обнимали росистое утро.

Я думаю нынче опять о Толстом…
Здесь просинь полей разливается шире…
Он всюду, во всем прославляемый мире
Не мог примириться с разнузданным злом.

В то время двуглавый орел распростер
Когтистые перья и сердце живое
Заклевывал злобой державного строя,
И мысли сдавал под жандармский надзор.

И можно ли было в те мертвые дни,
Омытые горечью плача и крови,
Смирить неизбывную, светлую совесть
Богатым уютом дворянской семьи?

Душил, наростая, тревожный раскол,
И, кинув гнездо молчаливого дома,
Писатель по рыхлым следам чернозема
За повой и творческой правдой ушел.

Тускнела трава по просторам степным,
Горбатая степь под дождем засыпала,
И смерть одиночеством скорбным своим
Склонилась над ним тяжело и устало.

Мы траур былого в словах бережем…
Над солнечной сменой иных поколений,
Упрямо горит человеческий гений—
Под шелест страниц—величавым огнем

Е. Забелин.

Чествование памяти Л. Н. Толстого

ТУЛА. 14 сентября. В Ясной Поляне состоялось торжественное заседание памяти Толстого в присутствии т.т. Луначарского, Каменевой и множества иностранных и иногородних гостей. После заседания открыта школа—памятник Толстому, прекрасное двухэтажное здание, на лестнице которого высится огромная статуя Толстого работы Королева.

**

ЯСНАЯ ПОЛЯНА. 14 сентября. После обеда гости отправились на могилу Толстого. У могилы краткую речь произнес профессор Сакулин. От имени пролетарских крестьянских писателей выступил поэт Владимир Кириллов. От могилы собравшиеся пошли в музей — усадьбу Толстого и под руководством Александры Львовны Толстой осматривали обстановку, в которой жил и работал Толстой.

**

Толстовский музей полностью, за исключением двух комнат, открыт, как музей. Комнаты со всей обстановкой остались в том виде, какими они были в момент ухода Толстого в 1910 году. Восстановлена комната под сводами, в которой была написана «Война и Мир».

В парке, саду и лесу восстановлены скамейки и уголки, которые любил Толстой. В лесу Чепык отмечено место, где была избушка, в которой ТОЛСТОЙ вел споры с И. С. Тургеневым. Здесь Толстой работал, когда в Ясной Поляне было много гостей. Закончена отделкой каменная двухэтажная школа-девятилетка и дома под квартиры учителей. В школе—в дни юбилея — будет поставлена «Власть Тьмы».

Во флигеле открывается новый музей, в котором будет сосредоточено все то, что имеет отношение к Толстому, но что не относится к 1910 г. Здесь выставлены книги из библиотеки Толстого с его пометками.

Организовано помещение и столовая для приглашенных в дни юбилея русских и иностранных гостей.

При ст. Ясная Поляна оборудовано четыре дачи под помещение для экскурсантов.

Как читается Л. Н. Толстой

(По библиотекам Омской жел. дороги)

В связи с юбилеем Льва Николаевича Толстого не безынтересно познакомиться с читаемостью и оценкой читателями рабочих библиотек художественных произведений Толстого.

Здесь дается материал, собранный при обследовании 13-ти железнодорожных библиотек, разбросанных по всей Омской железной дороге.

Толстой но читаемости и спросу в библиотеках стоит на 4 месте (на 1-м Джек Лондон, на 2—Энтон Синклер, на 3-м—Горький) и на втором месте—среди русских писателей.

Из 516 читателей, подвергшихся изучению, произведения Толстого читали и спрашивали 116 человек, и по прочитанным сочинениям распределяются так: «Воскресенье»—-30 произведения, читаемые от 2 до 1 ч. чел., «Анна Каренина»—29 ч., «Война и мир»—24 чел., «Хаджи Мурат» —8 чел., Рассказы в изд. ГИЗ’а 1923 г.—7 чел., «Детство, отрочество и юность»—5 чел. Затем идут мелкие произведения читаемые от 2 до 1 чел.

Как же рабочая читательская масса (и служащие, занимающие низшие должности) оценивает эти произведения?

Положительных оценок на все эти сочинения дано рабочими 28 и не удовлетворено их спроса на эти произведения 11. Положительных оценок, данных членами семьи—16, не удовлетворено их спроса на эти произведения—12. Положительных оценок, данных служащими—28 и не удовлетворено их спроса—6: членами их …..

Безразличное отношение высказано 7 человеками (из них — одним рабочим), отрицательных отзывов нет совсем. Таким образом, дано положительных оценок 77, не удовлетворен же спрос 30 чел.

Социальный состав читателей самый разнообразный—от партийных и комсомольцев до беспартийных. Последних больше. Читаемость художественных произведений Толстого большая. Предъявляемые к библиотекам требования на сочинения его не удовлетворяются в большом, сравнительно, объеме. Надо отметить чрезвычайно мизерное количество экземпляров, имеющихся в библиотеках, да и те представляют довольно жалкий вид. Мих. Нодельман.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Рабочий путь №215 (2165) 15.09.1928
  • 20 МИЛЛИОНОВ КИРПИЧЕЙ В ГОД
  • ЗА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
  • ПАМЯТИ БРОХДОРФА РАНЦАУ
  • Виновных в нездоровой конкуренции— под суд
  • ПЛЕНУМ ОК ВКП(б)
  • АНТИ-СОВЕТСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОЛЬСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
  • ИТАЛЬЯНЦЫ ПРЕКРАЩАЮТ ПОИСКИ АМУНДСЕНА И ЭКИПАЖА «ИТАЛИИ»
  • СО ВСЕГО СВЕТА
  • ДЕРЕВНЯ, РАВНЯЙСЯ ПО ГОРОДУ!
  • За день
  • VI КОНГРЕСС КОМИНТЕРНА И БОРЬБА ЗА КОММУНИЗМ
  • ПЕРЕВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОК — СМОТР СИЛ ЖЕНСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА
  • ПЛАНОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ омского представительства сибкрайРКИ на 1928-29 операционный год
  • 1828 — 1928. СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СБОРЫ НАЧАЛИСЬ
  • Г. КЕННАН у Л.Н. ТОЛСТОГО
  • ОМСКИЙ ДЕНЬ
  • ЗАВТРА — ЭСТАФЕТНЫЙ ПРОБЕГ НА ПРИЗ «РАБОЧЕГО ПУТИ»
  • СЕГОДНЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА ПО ПЛОДОВОДСТВУ И САДОВОДСТВУ
  • ОМСК-ВО3ДУШНЫЙ ПОРТ
  • Осенний розыгрыш по футболу
  • О КОЛЛЕКТИВНОМ РОМАНЕ
  • СУД
  • ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
  • ИЗВЕЩЕНИЯ
  • ЗАСЕДАНИЯ СЕКЦИЙ ГОРСОВЕТА
  • Афиши | Реклама
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы