«Круглый стол» «Омской правды» Время — дети — театр — Страница 12

15 февраля 2023 | 20:41

Газеты Периодика Газеты Омская правда №2 (17620) 04.01.1977

Омская правда №2 (17620) 04.01.1977 — «Круглый стол» «Омской правды» Время — дети — театр

Страница 12 из 26

«Круглый стол» «Омской правды»
Время — дети — театр

Нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения — вот о чем шел разговор за «круглым столом» «Омской правды». И с самого начала этой встречи за отправную точку была принята мысль: приобщение детей подростков к искусству, к художественным ценностям — не самоцель, а могучее средство развития и обогащения творческих начал в человеке, строительство души. Воспитание чувств — сейчас проблема не только нравственная, но и проблема гражданственная, потому что высокая нравственность, заложенная в детстве, есть фундамент, на который опираются самые прочные человеческие убеждения.

Чтобы поднять эстетическое воспитание на уровень тех задач, которые поставлены XXV съездом КПСС в вопросах коммунистического воспитания молодежи, необходим тесный союз работников искусства, народного просвещения и родителей. Что он может дать детям? Какими путями должно складываться это содружество? Над этими вопросами размышляли участники беседы

 

ПРОЖИТЬ ТЫСЯЧУ ЖИЗНЕЙ
Геннадий Дмитриевич КИРИЛЛОВ, главный режиссер ТЮЗа:

— Уже давно подвергнуто резкой критике мнение о том, что о воспитании души мы успеем позаботиться позже, главное — строить, повышать уровень благосостояния народа и т. д. Сегодня мы на каждом шагу встречаем примеры, подтверждающие неоспоримую истину: тем успешнее развивается экономика, чем больше в ее созидание вовлечено людей знающих, духовно богатых, творчески одаренных.

Дети, подростки — особый народ. Каждое утро они вступают в мир с ожиданием чуда, рвутся из дома и школы навстречу жизни. Причем им мало одной жизни, они хотят прожить тысячу жизней, чтобы в каждой из них взять уроки добра, справедливости, рыцарства, мужества, гуманизма. Чехов писал: «Жизнь огромна, а живешь — на пятачке…». Подрастающий человек это очень остро чувствует.

И тогда ему на помощь приходит театр, добрый друг и наставник. Наш театр выполняет эту почетную миссию уже сороковой год. Но нас сегодня беспокоит зрительская аудитория, мы испытываем порой чувство неудовлетворенности от наших встреч с детьми и юношеством. Это недовольство заставляет с большой ответственностью создавать репертуар, и в театральной афише немало интересных спектаклей: «Время, вперед!», «Драма из-за лирики». «В списках не значился». «Мэри Поппинс» и другие. Лет 20—30 назад, наверное, не было необходимости готовить аудиторию к восприятию спектаклей, к встрече с театром. Само слово «театр» звучало как праздник. XX век в наши дни галантно называют веком юных муз: радио, кино и телевидения, для нового поколения столь естественных, как небо, воздух, солнце. И мы должны учесть в своей работе этот новый коэффициент восприятия зрителей, подарить ему радость общения и сопереживания, которой всегда был велик театр.

 

«ТЕАТР С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ»
Мария Федоровна БУЛАТНИКОВА, заслуженная артистка РСФСР:

— У юных зрителей появилась новая поза в кресле. Сидят, пригнувшись, уперши локти в колени, спокойно наблюдают за происходящим на сцене. Это поза человека, привыкшего часами сидеть у телевизора, вылавливая интересное. Многих родителей такое «сидение» устраивает — ребенок дома. И они все чаще предпочитают «театр с доставкой на дом» и для себя, и для детей. Посмотрите в зрительный зал во время спектаклей для школьников: взрослых — единицы, родителей и того меньше, причем, сидят они на «Камчатке», словно отбывая повинность. Это равнодушие изменило и суть слова «культпоход». Как правило, неподготовленные к встрече с искусством, дети приносят с собой в наш дом сумятицу и суету школьных перемен Но ведь нет большей опасности, чем превратить театр просто в «общественное место».

 

НУЖНЫ ЭНТУЗИАСТЫ
Маргарита Васильевна ЧЕШЕГОРОВА, преподаватель литературы школы №1:

— Вот уже три года я ищу формы контактов с ТЮЗом. Мне необходимо это, так как и литература, и театр едины в главном — это «школа ума и сердца». Наш клуб «Бригантина» объединил старшеклассников, которых интересует искусство. Они с удовольствием готовят радиопередачи о театре, знакомы с творчеством многих актеров ТЮЗа. Мы здесь — постоянные зрители. Но таких «Бригантин» в школах города раз—два—и все, для их организации нужны учителя—любители театра и энтузиасты пропаганды этого вида искусства… Я знаю, что ТЮЗ пытался организовать лекторий для учителей, приобщить их к истории, теории и проблемам театрального искусства, но педагоги не откликнулись на это предложение.

 

СИЛА ИНЕРЦИИ
Анатолий Ильич ЗВОНОВ, актер театра:

— Видимо, многие из них и в силу занятости, и по инерции недооценивают, какими помощниками в работе классных руководителей являются и театр, и музей, и филармония. Выбирают, казалось бы, более легкий путь — поручают ребятам или готовят сами доклады о художниках, о дружбе, о взаимоотношениях юношей и девушек, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», готовят их зачастую неквалифицированно, скучно, трафаретно и удивляются, что не получают ожидаемой отдачи. А причина проста — такие беседы, классные часы не пробуждают фантазии. Я думаю, все меня поддержат: яркий положительный эмоциональный заряд от встречи с искусством активизирует творческую мысль учащихся в усвоении всех предметов школьной программы. У нас много благих намерений, но мешают разобщенность действий, отсутствие комплексных перспективных планов содружества театра, школы и родителей.

Ради будущего многие мои коллеги ведут сейчас в школах занятия по эстетике.

 

ГОСТЕЙ НАДО ВСТРЕЧАТЬ
Илья Владимимрович ШИШКИН, заместитель директора по воспитательной работе школы № 88:

— Наша школа находятся далеко от ТЮЗа, то в театре мы бываем регулярно. Например, в прошлом году мы распространили более 4.000 билетов. Я сам люблю театр, причем, именно ТЮЗ. Спектакли и творческие встречи с актерами помогают мне кат педагогу. Мне кажется, что не пользу, а вред приносит всем существующая практика распространения билетов в школах. Мы поступаем так: если педсовет решил: «Идем в театр!», значит, организуют ребят учителя, учитывая специфику спектакля. Но чувство праздника начинает утрачиваться в театре постепенно, потому что оно ничем не подкрепляется, словно никто детей не ждет. Мне думается, не помешало бы организовать в фойе игры, викторины, выставки детских рисунков. Есть отличный образец детского театра — театр кукол Образцова в Москве.

 

АУДИТОРИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Владимир Петрович ВАСИЛЬЕВ, преподаватель техникума транспортного строительства:

— Я присутствую на этой встрече я как педагог, я как родитель, и осознаю те просчеты в нашей работе, о которых идет речь. Но в триединстве первая роль все же за родителями, потому что каждый ребенок индивидуален а требует индивидуального воспитания. А родителей зачастую интересуют отметки по ведущим предметам. Аудитория родителей — это тоже целина для театра.

Не надо быть великим педагогом, чтобы понять: родители и дети — как бы сообщающиеся сосуды. Театр разрыхляет почву для ассоциаций; для самостоятельной духовной работы. Кто же должен ответить на сотни ребячьих «почему?» и по ходу спектакля, и после него? Мамы, папы и учителя. Значит, нужно всем готовиться к встрече с пьесой, к ответам на вопросы детей…

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВЗРОСЛЫЕ!
Галина Емельяновна ДУМ-МА, заведующая литературной частью театра:

—- Конечно, в первую очередь должны найти общий язык взрослые. И мы ищем пути к взаимопониманию и к пониманию воспитательной роли театра.

Недавно состоялась необычная премьера. Была она не в зрительном зале, а в одном из классов 64-й школы. Учительское место занял артист Юрий Трошкеев, который вместе со своими коллегами повел очень серьезный и откровенный разговор с родителями о проблемах воспитания детей. Это новый спектакль «Здравствуйте, наши папы!», который мы будем показывать в школах — только для родителей…

И еще одну сверхплановую работу осуществляет театр — только для учителей готовим спектакль по пьесе С. Соловейчика «Печальный однолюб…».

ОТ РЕДАКЦИИ:

За «круглым столом» только намечен крут проблем, решать которые — нам всем вместе. Это и творческие встречи с актерами ТЮЗа, и яркие программки спектаклей, и уголки театра в школах, и обобщение опыта эстетического воспитания педагогов и родителей, и создание а театре праздничной атмосферы на каждом спектакле. Мы надеемся, что читатели газеты продолжат наш разговор о том, каким бы они хотели видеть ТЮЗ в будущем, как представляют свою роль в формировании высоких духовных качеств подрастающего поколения.

Беседу проводила В. ЛУГОВСКАЯ.

НА СНИМКЕ (слева направо): главный режиссер ТЮЗа Г. Д. Кириллов, заслуженная артистка РСФСР М. Ф. Булатникова, педагог ТЮЗа Г. И. Беляева, преподаватель техникума В. П. Васильев, заведующая литературной частью ТЮЗа Г. Е. Думма, педагог ТЮЗа Е. С. Шевелева, заместитель директора по воспитательной работе школы №88 И. В. Шишкин, преподаватель литературы школы №1 М. В. Чешегорова и актер А. И. Звонов.

Фото С. САПОЦКОГО.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Омская правда №2 (17620) 04.01.1977
  • К новым рубежам
  • ПЯТИЛЕТКА, ГОД ВТОРОЙ: РАБОТАТЬ ПО-УДАРНОМУ
  • В ОБКОМЕ КПСС, ОБЛИСПОЛКОМЕ, ОБЛСОВПРОФЕ И ОБКОМЕ ВЛКСМ
  • С хорошим настроением
  • Со всех континентов
  • Соревнование и пятилетка
  • ДЛЯ ТЕБЯ, СТУДЕНТ!
  • БРИГАДНОМУ ПОДРЯДУ— ШИРОКУЮ ДОРОГУ ЭФФЕКТ РАБОТЫ ПО-НОВОМУ
  • УСЛОВИЯ ОБЛАСТНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ РАЙОНОВ, СОВХОЗОВ И КОЛХОЗОВ
  • Что сделано после критики
  • «Круглый стол» «Омской правды» Время — дети — театр
  • Из редакционной почты ПЕСНЯ И ТРУД — РЯДОМ ИДУТ
  • Обзор писем ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕКУ
  • Трехканальная система «Орбита» — в действии
  • За рубежом СОБЫТИЯ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ
  • На ВДНХ СССР
  • Строителям Нурекской ГЭС
  • Выставка коллекционеров
  • В мире информации
  • КТО БУДЕТ АРБИТРОМ ОДИМПИАДЫ-80?
  • Экран января
  • Спорт Хроника
  • Программа
  • Объявления
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы