Дайджест ИДЕОЛОГИЯ ЗАВИСТИ — Страница 10

30 апреля 2023 | 1:49

Газеты Периодика Газеты Заводская жизнь. №9 (4459) 17.03.1995

Заводская жизнь. №9 (4459) 17.03.1995 — Дайджест ИДЕОЛОГИЯ ЗАВИСТИ

Страница 10 из 13

Дайджест
ИДЕОЛОГИЯ ЗАВИСТИ

Говорят, зависть такое же сильное чувство, как материнская любовь или сексуальное влечение. В 1918 году философ Вердяев опубликовал заявление: «Социализм это идеология зависти». Ленин думал и проверял сказанное до 1922 года, а потом принял решение: не ДОЛЖНО быть в Рос-сип других умных людей, кроме него, и судьба Бердяева была решена.

В начале века, однако, великий философ не мог знать, что социализму суждено разделиться на три магистральных направления; коммунизм, фашизм и социал-демократизм. Скандинавские и немецкие социал-демократы в послевоенный период зажили, никому не завидуя, при этом никого не перерезали, по придушили, достигнув качества жизни, не сравнимого с нашим. Естественно, это вызвало у нас зависть. Значит, согласно Бердяеву, мы — социалисты, опрашивается, какие, если завидуем социал-демократам? Вероятно, не социал-демократы, раз им же завидуем. Если верить Бердяеву, мы, стало быть, в душе либо коммунисты, либо фашисты, хотя многие считают, что разница между первым и вторым социализмами настолько незначительная, что наши социализмы вполне могут объединиться в один общий.

В отношении приверженности социализму как идеологии зависти могу предложить собственный тест. Если вам показалось, что вы никому не завидуете, то есть не разделяете социалистических идеалов — не спешите огорчаться. Представьте, что вы поехали в зарубежную командировку за счет принимающей стороны со своим сослуживцем, который занимает одинаковую с вамп должность. При расселении в отеле вы получаете чудесный одноместный помер из двух прекрасных комнат со всеми удобствами. Не спешите радоваться прежде, чем посмотрите, как расселился ваш товарищ, по работе. Представьте, что вы заглядываете к нему и видите не сравнимые с вашим номером роскошные апартаменты с джакузи, бассейном, тремя санузлами и зимним садом. Чувства, которые вы испытаете в этот момент, будут точно свидетельствовать о вашей приверженности идеалам социализма. Лично я в этом нисколько не сомневаюсь, поскольку уже не раз проверял.

Может Сыть, и не стоит далее идеологизировать чувство зависти, но, размышляя о побудительных причинах нашей революции, нельзя не обратить внимания на ото сильнейшее человеческое чувство. Особенно сильно оно владело в предреволюционные годы городским пролетариатом — вчерашними крестьянами, не успевшими усвоить новые ценности и получить достойное образование. Рабочие крупных дореволюционных промышленных компаний получали зарплату, значительно превышающую ту, что они стали получать потом от большевиков. Но даже в самый благополучный 1913 год многие российские рабочие искренне недоумевали, почему они вкалывают до седьмого пота, а владелец предприятия пли его главный управляющий сидит себе на месте, бездельничает и пощелкивает па счетах.

Интересно, что на карикатурах 20-х годов жирный капиталист всегда изображался сидящим на мешках с деньгами, вызывающе, но работая, когда вес остальные эксплуатируются. Революционная интеллигенция, ошеломленная промышленным подъемом России, умело внедрила в умы пролетариев мысль о бездельниках — фабрикантах. Изменение во взглядах российских граждан произошло лишь в послевоенные годы. Оказалось, что руководить сильными конкурентоспособными фирмами очень не просто, помимо блестящего ума и образования надо постоянно держать спортивную форму, чтобы мною работать! Россияне с удивлением стали наблюдать живых, Поджарых капиталистов.

Российские крестьяне тоже мучились завистью, они умели хорошо трудиться И им хотелось иметь много-много земли, которую так щедро обещал Ленин, обученный не столько Марксом, сколько Парвусом. Попутно замечу: вот кому я искрение завидую — историкам, Которые всерьез исследуют личность Нарвуса, его мощ и личное воздействие на ход мировой истории. А для на-чала хотя бы уточнят его роль в финансировании и организации революции 1905 года.

Несмотря на присущий ему оптимизм, автор выражает искреннее сомнение в реальности фермерских хозяйств в России. Многие обстоятельства, но прежде всего зависть колхозных аграриев и соседей не позволят в обозримом будущем российским хлебопашцам трудиться так, как трудились их предки. Изъять или хотя бы смягчить уравнительный рефлекс — задача не одного десятилетия. Если кто-то сомневается — попробуйте в своем предприятии внедрить естественную для развитого общества коммерческую тайну в отношении вашей зарплаты. Попробуйте добиться выдачи каж-дому работнику причитающейся ему оплаты в запечатанном конверте. Не получится. Потому что каждый захочет непременно знать, сколько получает его товарищ.

От уравниловки в зарплате и премиальных наш театр уходил с воплями и стонали! примерно десять лет. Уходили сумрачно, с боями и потерями. Почти ушли, но перейти на выплату зарплаты в конвертах — лично я завещаю нашим внукам.

Марк Захаров, художественный руководитель Московского театра Ленком, «Известия», 21 января 1995 года.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Заводская жизнь. №9 (4459) 17.03.1995
  • Юбилей ВЫ СУДЬБУ НЕ ВЫБИРАЛИ, ВЫБИРАЛА ВАС СУДЬБА
  • Колонка репортера Наши пробойники — самые пробойные
  • Хорошо, когда женщина есть — леди, дама, сеньора, фемина…
  • И дожить не успел…
  • КОНТРОЛЕРЫ нынче не в цене?
  • Как услышишь стук да гром — не пугайся! Это наша машиненка в коробчонке едет!
  • Планета людей Антон Иванович не сердится…
  • Карлсон, который живет на орбите
  • Дайджест ИДЕОЛОГИЯ ЗАВИСТИ
  • ИНФОРМИРУЕТ МЭРИЯ ГОРОДА
  • Рассказ ПЕЛЬМЕНИ С ТАКОМ
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы